Украина и Беларусь должны как можно скорее подписать двустороннее соглашение "Об упрощенном порядке пересечения границы участка автодороги "Славутич - ЧАЭС", который проходит по территории Беларуси, сотрудниками, транспортными средствами и грузами ЧАЭС предприятий зоны отчуждения, а также иностранными специалистами, привлекаемыми к реализации международных проектов по закрытию ЧАЭС".
Об этом в интервью БелаПАН заявил посол Украины в Беларуси Валентин Наливайченко накануне украинско-белорусской встречи представителей приграничных регионов, которая пройдет в Луцке (Украина) 30-31 мая. Ожидается, что на этой встрече "чернобыльский вопрос" станет одной из тем обсуждения.
Соглашение, о котором идет речь, возлагает больше обязательств на украинскую сторону, подчеркнул посол. "Нам необходимо привести в порядок инфраструктуру дороги, включая участок, который идет по белорусской территории, а также привлечь международных спонсоров, - отметил он. - Но подписание такого документа будет символичным и для сотрудничества в четырехстороннем формате - Украины, Беларуси, России и ООН".
"Сейчас ООН пересматривает свои программы помощи регионам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, - сказал В.Наливайченко.- Думаю, именно сейчас настал момент, когда Украина и Беларусь могут продемонстрировать международному сообществу, что мы, два соседних государства, можем решать вопрос, который имеет глобальное значение. Сооружение с участием международных доноров объекта укрытия "Арка" - дополнительного саркофага над ЧАЭС - позволит решить вопрос радиационной безопасности этого объекта".
По словам дипломата, Украина "не делает секрета из того, что спешно построенный саркофаг не является надежным укрытием для разрушенного энергоблока". "Предлагая белорусской стороне подписать соглашение, мы понимаем ответственность наших правительств и государств на многие годы вперед", - подчеркнул посол.
Соглашение предусматривает упрощенный порядок прохождения пограничных и таможенных процедур при пересечении границы персоналом станции. В отношении грузов контроль будет осуществляться на этапе формирования со стороны поставки. "И самое главное, - отметил В.Наливайченко, - через это соглашение для белорусских предприятий откроется механизм участия в строительстве инфраструктуры по обслуживанию транспортных потоков".