Предприятие "Гомельтранснефть "Дружба", которое осуществляет около 80% транзита нефти по территории Белоруссии, инициирует повышение транспортных тарифов, сообщили "Интерфаксу" в Минэкономики Белоруссии.
По словам специалистов ведомства, предложение нефтепровода в целом сводится к увеличению тарифов в 1,5 раза. Они отметили, что основным аргументом за рост стоимости транзита является неизменность тарифов с 1996 года, что не учитывает значительный рост цен за этот период, в том числе и на энергоносители. Кроме того, нефтепровод является одним из крупных плательщиков в бюджет, и актуальность этого факта объясняется созданием в Белоруссии бюджетного фонда национального развития, который будет формироваться за счет сверхприбыли высокорентабельных госпредприятий. С другой стороны, существующие тарифы обеспечивают относительно высокий уровень рентабельности нефтепровода и поступательный рост объемов транзита.
В настоящее время "предложения нефтепровода обсуждаются", резюмировали в Минэкономики. Между тем, по словам специалистов, "внутренняя развилка будет повышена однозначно".
Согласно действующим тарифам, прокачка 1 тонны по маршруту от границы РФ в направлении Польша-Германия составляет $2,6, в направлении Украины - $1,14, на Мозырский НПЗ - $0,45.
По данным РУП "Гомельтранснефть "Дружба", объем транзита по нефтепроводу в 2005 году составил 83,4 млн. тонн, что на 3,2% больше по сравнению с 2004 годом.
Протяженность нефтепровода РУП "Гомельтранснефть "Дружба" составляет 1,9 тыс. км в направлении Польши и Германии, а также Украины. В Балтийском направлении транзит осуществляет Новополоцкое РУП "Дружба" (1 тыс. км).