Парламент Казахстана в среду одобрил правительственный проект бюджета-2006 в последнем чтении, увеличив расходы и доходы на 22,5 миллиарда тенге (около $167 миллионов) из-за ожиданий дальнейшего подорожания нефти и планов ввода пошлин на экспорт продуктов из нее.
Дефицит бюджета остался без изменений - 1,4 процента ВВП (1,7 в этом году) и в денежном выражении составляет 113,8 миллиарда тенге или $849 миллионов. Правительство рассчитывает покрыть его в основном за счет внутренних облигаций, предназначенных для пенсионных фондов, а также благодаря займам Всемирного банка и других международных организаций.
Экспорт нефти и металлов является основным источником роста экономики Казахстана, который рассчитывает к 2015 году войти в десятку основных нефтедобывающих стран.
После первого чтения в проект бюджета-2006 согласительной комиссией Кабинета и парламента были внесены изменения в части, касающейся прогноза нефтяных цен.
"На 11 миллиардов тенге доходная часть увеличена за счет повышения (на $2) прогнозируемой мировой цены на нефть до $49 за баррель", - говорится в сообщении министерства экономики и бюджетного планирования.
Темпы роста ВВП, как ожидается, снизятся в 2006 году до 8,3 процента с 8,8, прогнозируемых на этот год и 9,4 в 2004 году.
Темпы инфляции ожидаются на уровне прогноза этого года - коридор 5,0-7,0 процента, а среднегодовой курс тенге укрепится до 127 за $1 (прогноз на 2005 год - $1/130,0 тенге).
Другим источником ожидаемых средств (на 12,1 миллиарда тенге) являются таможенные пошлины на вывозимые товары.
Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов уточнил, что речь идет о доходах от планируемого введения пошлин на экспорт нефтепродуктов.
"За счет увеличения таможенной пошлины...Есть постановление правительства о введении экспортной пошлины на нефтепродукты. Сейчас мы над этим работаем. В ближайшее время предложения будут", - сказал он журналистам, не дав деталей о механизме действия пошлин.
На фоне высоких мировых цен на нефть и подорожания топлива в соседней России Казахстан столкнулся с резким ростом цен на автомобильное топливо в последние месяцы и применил традиционные меры, препятствующие дефициту на внутреннем рынке, запретив экспорт. До сих пор Казахстан не использовал тарифные методы регулирования в этой сфере.
Правительство заявило на этой неделе, что, стремясь снизить внутренние цены на бензин и дизтопливо, хочет взять под свой контроль еще один нефтеперерабатывающий завод - Павлодарский. Власти сейчас контролируют один из трех НПЗ - Атырауский, и договорились с китайской CNPC о покупке 50-процентной доли в Чимкентском заводе, который являлся подразделением канадской PetroKazakhstan, поглощенной китайской компанией в октябре.
На прошлой неделе Кабинет, озабоченный недовольством граждан подорожанием бензина накануне президентских выборов, потребовал от поставщиков топлива снизить цены до августовского уровня.