Белорусские и российские нефтетранспортные предприятия настаивают на ускорении начала реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Об этом в интервью "Интерфаксу" заявил Александр Пейганович, ранее возглавлявший российское нефтетранспортное предприятие "Магистральные нефтепроводы "Дружба".
Как отметил эксперт, дальнейшее кардинальное увеличение объемов транспортировки российской нефти невозможно без ввода в эксплуатацию нефтепровода "Адрия" и морского терминала в порту Омишаль (Хорватия). "Проект "Дружба-Адрия" пока буксует. Сейчас мы работаем на пределе. Те мощности и возможности белорусского и российского участков нефтепровода "Дружба", которыми мы располагаем в настоящее время, практически себя исчерпали", - заявил А.Пейганович.
Как напомнил собеседник, к настоящему времени соглашение об участии в проекте интеграции нефтепроводов подписано и ратифицировано всеми 6 странами-участницами проекта. Однако хорватская сторона "с настороженностью относится к этому вопросу", отметил А.Пейганович, "Мы видим, что Хорватия пока никак не стремится его решать", - сказал эксперт. По его словам, Хорватия опасается, что строительство нефтеналивного терминала в Омишале приведет к загрязнению акватории порта и негативно скажется на объемах доходов, поступающих в бюджет государства от туристической деятельности. "Россия же на примере Приморска доказала, что этих моментов можно не опасаться, если применить современные технологические решение и современное оборудование", - убежден А.Пейганович.
По мнению эксперта, препятствует ускорению сроков начала реализации проекта и "политическая составляющая вопроса". "Тарифное соглашение подписано практически всеми странами-участницами проекта, в том числе Хорватией и Украиной. Однако Украина после смены правительства пока никак не может принять окончательного решения об участии в проекте. Это больше политический, чем экономический момент", - считает А.Пейганович.
В то же время генеральный директор РУП "Гомельтранснефть "Дружба" Алексей Костюченко в интервью "Интерфаксу" заявил, что "политической составляющей в вопросе реализации проекта нет никакой". "Существует обеспокоенность исключительно экологической стороны вопроса", - подчеркнул А.Костюченко. По его сведениям, в настоящее время проект проходит экологическую экспертизу. В зависимости от ее результатов Хорватия примет окончательное решение.
А.Костюченко также заявил о крайней заинтересованности белорусской стороны в ускорении сроков начала реализации проекта по интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". "Осуществление этого проекта позволит увеличить объемы транспортировки российской нефти на 5-15 млн.т в год", - сообщил он, уточнив, что проект будет реализовываться в три очереди, с увеличением объемов перевалки на 5 млн.т на каждом этапе.
Как ранее сообщалось, соглашение об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" между 6 странами, подписанное в декабре 2002 года, предполагает создание нового трансъевропейского маршрута транспортировки нефти из России в портовый терминал JANAF в Омишале (Хорватия, побережье Адриатического моря). В соответствии с соглашением, ежегодный объем транспортируемой нефти по трубопроводным системам России, Украины, Беларуси, Венгрии, Словакии и Хорватии на первом этапе должен составить 5 млн.т с последующим увеличением до 15 млн.т.
Соглашение о сотрудничестве по проекту интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" было ратифицировано белорусским парламентом в мае 2004 года.
Для реализации данного проекта хорватской стороне необходимо потратить около $380 млн. Беларусь и Россия должны провести комплекс мероприятий по увеличению пропускной способности участка трубопровода Унеча-Мозырь, на что потребуется $113 млн. Программа рассчитана до 2010 года.