Совладелец и руководитель Group Menatep Леонид Невзлин, который отныне будет курировать все тяжбы группы с Россией, высказал сегодня свою позицию по ряду вопросов в интервью газете "Ведомости". Вместе с ним в интервью участвовал еще один миноритарный акционер группы – Михаил Брудно.
Оба бизнесмена убеждены в том, что ущерб, причиненный всем акционерам группы, должны возместить российские власти. Так, Л.Невзлин в ответ на вопрос о лицах, виновных в развале компании заявил, что в России на сегодняшний день полностью выстроена вертикаль власти. "А конкретные люди между собой группировались и договаривались. Поэтому, какие фамилии вы хотите услышать?" Вместе с тем, по словам главы компании, это вряд ли будут иски против конкретных лиц.
На вопрос о том, какие шаги теперь будет предпринимать группа, Л.Невзлин ответил, что акционеры намерены требовать возмещения ущерба во всех возможных международных судах - в Европе и США. А ущерб был немалым, ведь в результате продажи “Юганскнефтегаза” ЮКОС потерял большую часть своей стоимости. "Мы считаем, что, если бы не преследование со стороны властей, капитализация компании могла бы достигнуть $50 млрд без учета новых приобретений (сейчас — около $1,5 млрд). Посмотрите, сколько она стоит сейчас, и вы сможете посчитать убытки акционеров".
Вместе с тем, оба бизнесмена заверили, что руководство компании все еще полностью готово к переговорам с российскими властями. "Мы готовы пригласить к переговорам всех акционеров ЮКОСа, создать специальный комитет. Власть также назначила бы официального представителя. Главное — чтобы все было открыто, обсуждалось через прессу", - сказал Л.Невзлин. "Но для начала нам хотелось бы услышать, что с нами вообще хотят говорить, что у людей есть какие-то проблемы. А пока у властей никаких проблем нет, то и разговаривать им с нами вроде как не о чем", - добавил М.Брудно.
Прогнозируя дальнейшую участь оставшихся активов ЮКОСа, Л.Невзлин заметил, что налоговые претензии к компании еще не закрыты, "так что есть все основания предполагать худшее". То есть их судьба может повторить судьбу "Юганскнефтегаза".
В то же время, продажа этих активов представляется акционерам весьма затруднительной, так как все потенциальные покупатели знают о том, что у компании огромный налоговый долг, кроме того, часть ее акций арестована. "Нам известна только одна потенциальная группа покупателей, которых это не должно смущать. Но они себя пока никак не проявляют", - отметил М.Брудно, не уточнив, впрочем, о ком идет речь.
Комментируя возможность будущих исков миноритарных акционеров ЮКОСа к Group Menatep, бизнесмены отметили, что с группы ущерб, теоретически, взыскать легче, чем с российского правительства. Однако никаких нарушений руководство группы не допускало, дивиденды все акционеры получали в одинаковом размере, в зависимости от пакета. Затем часть этих средств реинвестировалась в ЮКОС и другие проекты группы, часть перераспределялась акционерам, часть оставалась в группе.
Их же личные дивиденды, по словам обоих бизнесменов, уже задекларированы, все налоги с этих сумм уплачены. "Поверьте, это не такие уж существенные суммы. Да и те деньги, которые остались в распоряжении самой Group Menatep, на порядок меньше тех сумм, которые называл замгенпрокурора Бирюков". Таким образом, уверен М.Брудно, ни один суд в мире не сможет доказать, что сама Group Menatep или менеджмент ЮКОСа действовали против интересов других акционеров.
Кроме того, как заметил Л.Невзлин, "уровень нашего личного потребления очень небольшой — заметно ниже принятых стандартов. Мы вообще ничего не имели за рубежом до тех пор, пока не эмигрировали в Израиль. Более того, мы и тут все задекларировали, нет никаких секретов. Но Бирюков нам, конечно, не поверит. Ему в журнале Forbes написали — состояние в $15 млрд, вот он эти деньги и ищет".
Что касается нового состава совета директоров Group Menatep, то, по словам Л.Невзлина, сейчас планируется предложить всем акционерам ЮКОСа, готовым занимать активную позицию, выдвинуть своих кандидатов в новый совет. "Список Group Menatep пока не сформирован, и мне не хотелось бы заранее называть кандидатов, так как на них наверняка будет оказываться сильное давление. Хотя нам в совет директоров нужны такие люди, на которых не надавишь", - заявил бизнесмен.
Также Л.Невзлин сказал о том, что не готов пока в открытую заниматься политикой. "Это практически невозможно. Мой новый статус предполагает, что прежде всего я буду бороться за интересы всех акционеров ЮКОСа. И это, безусловно, накладывает на меня определенные ограничения".