Введение обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами на всех видах транспорта является необходимой и ожидаемой мерой. Такое мнение в интервью БелаПАН высказал председатель Белорусского страхового союза (БСС) Виктор Хомярчук.
Как уже сообщалось, с 1 января 2005 года в Беларуси обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами будет распространяться на перевозки всеми видами транспорта. Речь идет, в том числе, о перевозках транспортом международного и пригородного сообщения, городским транспортом, метро, внутренним водным транспортом на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах. Такая норма содержится в указе № 610 "О некоторых особенностях обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами", подписанном президентом Беларуси 22 декабря.
Как отметил глава БСС, норма, которая начнет действовать с 1 января 2005 года, предлагалась страховщиками еще при принятии проекта закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" в 2002 году, однако тогда ее не поддержал парламент. Необходимость такого вида страхования объясняется тем, что кроме страхования для простых граждан нет никаких реальных механизмов компенсации в случае, если им будет нанесен вред при пользовании различными видами пассажирского транспорта, отметил В.Хомярчук. "Это происходит потому, что зачастую виновники нанесения ущерба так же бедны, как и сами граждане, и просто не в состоянии что-либо возместить. Поэтому данный вид страхования будет источником возмещения ущерба, которым не располагает ни одна из сторон — ни пострадавший, ни виновный", — отметил глава БСС.
С 1 января будущего года каждая организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозки пассажиров, обязаны застраховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Таким образом, покупая билет на проезд или перевозку багажа, пассажир получает право на возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, а также возмещение утраченного или поврежденного багажа в пределах установленных лимитов ответственности.
Вместе с тем, В.Хомярчук напомнил, что видом обязательного страхования, о котором идет речь, в Беларуси имеют право заниматься лишь государственные компании, которых единицы. "В отсутствии конкуренции есть высокая опасность того, что размеры и порядок выплаты компенсации превратятся в мучительную и неэффективную процедуру, как это было в советские времена", — сказал глава БСС.
Согласно закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" размер страховых выплат при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, устанавливается в размере, эквивалентном 3.000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение багажа — 1.000 евро.