Минторг и Минжилкомхоз РБ изучили действующее законодательство и пришли к выводу, что услуги по техническому обслуживанию домофонных систем и замене ЗПУ относятся к дополнительным жилищно-коммунальным услугам, а, значит, не являются обязательными для оплаты.
Согласно сообщению Минторга РБ, согласованная позиция двух министерств по вопросу установки домофонов сводится к следующему:
«Организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техническое обслуживание ЗПУ и домофонных систем, обязаны:
оказывать потребителям (собственникам или нанимателям жилого помещения) услуги по техническому обслуживанию ЗПУ на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем квартиры;
обеспечивать беспрепятственный доступ в жилые помещения жильцам, которые не заключили договор на техническое обслуживание ЗПУ, не начислять плату за дополнительную жилищно-коммунальную услугу по техническому обслуживанию ЗПУ таким жильцам и не включать данную плату в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг;
не допускать замены ЗПУ или иного оборудования домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилого помещения».
Минторг РБ также напоминает, что в случае предоставления потребителю дополнительных услуг (работ) без его согласия, потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг (работ), а если они уже оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Кроме того, потребитель имеет право на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.) простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей или опросным листом.