Западные гиганты и государственная нефтегазовая компания Азербайджана во вторник объявили о финальном инвестиционном решении, критически важном для будущего альтернативного маршрута доставки углеводородов в Европу, пытающуюся ослабить зависимость от импорта из России.
Европейская комиссия приветствовала новость о ликвидации ещё одного препятствия на пути своей стратегии диверсифицикации поставок энергоносителей, которую ЕС называет "Южный коридор".
Норвежская Statoil устроила сюрприз, сообщив о снижении до 15,5 процента с 25,5 своей доли в консорциуме, созданном для освоения каспийского газового месторождения Шах-Дениз.
Династический президент Азербайджана Ильгам Алиев сказал на церемонии в столице, что этот проект "изменит энергетическую карту нашего региона и поможет историческому развитию нашей страны".
Документы, подписанные в Баку, включают инвестиционные решения относительно второй фазы освоения Шах-Дениз, а также Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов. В совокупности эти проекты обойдутся в $35 миллиардов, сказал Алиев.
Statoil сообщила, что продаст 10 процентов в консорциуме партнёрам - британской BP и азербайджанской ГНКАР за $1,45 миллиарда наличными. BP купит 3,3 процента, ГНКАР - 6,7.
Представитель Statoil Кнут Ростад сказал, что норвежский гигант взвесил все риски и возможности заработка на Шах-Дениз.
"Для нас подходящая доля участия в проекте составляет 15,5 процента", - сказал он.
BP Azerbaijan и консорциум сообщили, что ГНКАР и её партнёры договорились продлить согласованные условия проекта на 12 лет до 2048 года.
Ранее в этом году ГНКАР и партнёры, включая BP и Statoil, выбрали TAP для предполагаемых поставок газа в Европу, отдав ему предпочтение перед базирующимся в Австрии конкурирующим проектом - Nabucco West.
TANAP будет проложен через грузино-турецкую границу и далее в Европу, а его предварительная стоимость составляет $20 миллиардов.
Начиная примерно с 2019 года, Шах-Дениз II, как ожидается, будет поставлять в Европу 16 миллиардов кубометров природного газа, в том числе шесть миллиардов кубометров - в Турцию.
"Через своё дальнейшее расширение этот коридор обладает потенциалом обеспечивать до 20 процентов нужд ЕС в газе в долгосрочной перспективе", - заявил комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Оттингер.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу тоже приветствовал развитие событий.
"Это важнейшая веха в деле диверсификации нашего импорта энергоносителей, и это во благо бизнеса и потребителей в Европе", - сказал он.
Европейские покупатели пытаются найти альтернативы российскому газэкспортному монополисту Газпрому, в контрактах с которым цена газа привязана к нефтяной, что обычно делает стоимость газа выше, чем на спотовом рынке.
Газпром обеспечивает четверть нужд Европы в газе, поставляя свыше 150 миллиардов кубометров в год. В ответ на интерес Европы к поставкам с каспийских месторождений Газпром продвигает свой $39-миллиардный проект "Южный поток", по которому топливо должно поставляться на северо-восток Италии по дну Чёрного моря, начиная с 2015 года.
Евросоюз говорит, что не возражает против планов Газпрома в сфере диверсификации маршрутов экспорта, но предупредил, что эти планы должны отвечать европейскому законодательству и пока далеки от соответствия этому условию.
"Шах-Дениз II и "Южный коридор" трубопроводов не только изменят энергетическую карту, но и впервые дадут потребителям в Европе прямой доступ к газовым ресурсам Азербайджана", - сказал глава BP Боб Дадли на церемонии подписания соглашения в Баку.
Покупателями газа с Шах-Дениз II выступают британо-голландская Shell, болгарская Bulgargas, испанская Gas Natural Fenosa, греческая DEPA, E.ON, французская GDF Suez, итальянские Hera Trading и Enel, швейцарская AXPO.