Белорусские власти намерены сделать платными все модернизированные до 4-х полос автодороги в стране, не предлагая при этом бесплатной альтернативы автолюбителям.
"Сегодня за пользование дорогами никто не платит, но со временем оплата будет. Это один из источников финансирования ремонта и содержания дорог. Сначала опробуем схему на дороге Минск-Гомель, затем - на дорогах первой категории. По мере реконструкции такая система будет распространяться на все четырехполосные дороги", - сообщил сегодня директор департамента "Белавтодор" Анатолий Лытин, которого цитирует БелТА.
По его словам, на экспериментальной трассе Минск-Гомель, реконструкция которой осуществляется за счет средств Всемирного банка и китайских связанных кредитов, будет введена безостановочная система оплаты.
"Не будет будок и колонок, а как в Австрии, Чехии, Словакии - специальные ворота, которые проконтролируют наличие оплаты как минимум проезда грузового транспорта. Возможно, и водители легковых автомобилей, заплатив установленную сумму, смогут получить виньетку на транспорт. Виньетки смогут выдаваться на различный срок - на день, на неделю, месяц, квартал, год", - пояснил Лытин.
Сама идея перевода скоростных дорог в категорию платных, что сделано в большинстве стран Европы, не вызывает встречной критики при условии цивилизованного отношения властей к автовладельцам, и в первую очередь к тем, кто проживает в расположенных вдоль платной трассы населенных пунктах.
Цивилизованный подход подразумевает наличие альтернативы – параллельно с платной скоростной дорогой должна проходить дорога местного значения, которой бесплатно могут пользовать местные жители и те, кто по разным причинам не желает платить за скорость и удобство.
Реконструкция трассы Минск-Гомель, предлагаемой в качестве эксперимента, осуществляется путем расширения существующей дороги, а не строительства новой, за исключением участка Бобруйск-Жлобин. То есть от Минска до Бобруйска и от Жлобина до Гомеля у белорусских автовладельцев не будет альтернативы даже в виде гравийной дороги из-за частого пересечения водных преград, а на строительство дополнительных мостов у властей нет денег. Независимо от того, хочешь или нет, придется покупать виньетку.
По сути, речь идет о поэтапном введении обязательного дорожного сбора, который со временем начнут уплачивать все автовладельцы, как частные, так и коммерческие.