"Мы к этому шли более двух лет. О чем мы договорились в Москве - это благо для белорусского народа", - заявил сегодня А.Лукашенко.
«Достигнутые (газовые) договоренности развязали узел проблем во взаимоотношениях с Россией. Но главное, что мы ничего не теряем, а значительно приобретаем, получив большую скидку по природному газу", - пояснил он. - "Эта экономия может составить в год $2,5-3 млрд только на природном газе. Плюс $2,5 млрд они перечислили за 50% акций Белтрансгаза. А потом будет привязка к внутрироссийской цене, то есть мы будем на равных конкурировать с Российской Федерацией"
Лукашенко отметил, что и раньше был готов продать "100% трубы».
«Но мы выдвигали условие, чтобы она была всегда заполнена и была прокачка через Беларусь. Имея 50% акций Белтрансгаза, Россия торговала с нами, как с Германией. Если оставшиеся 50% акций не были бы проданы, у нас газ в следующем году достиг бы $400-420 за 1 тыс. куб м. Мы договорились, что будем получать газ на границе по $165, то есть наполовину упала цена. Это было наше жесткое требование", - заявил Лукашенко.
"Россия за оставшиеся 50% акций пошла на все наши условия. Кроме того, они дали нам кредит в $10 млрд на строительство АЭС", - добавил он.
"Впереди еще ряд вопросов, выгодных для нас. По нефти тоже цена может понизиться, если мы договоримся с Россией", - не исключил Лукашенко.
"Они какой аргумент приводят? Мол, Лукашенко лишился рычага давления на Россию. Умалишенные. Как будто Лукашенко выхватит из земли эту трубу и начнет, размахивая, бегать по России, угрожать России. Ну, это что, умные люди? Я с Россией не собираюсь воевать. Вот они придут - пусть попробуют, а мне война с Россией не нужна. Я хочу, чтобы страна была стабильной, спокойно развивалась", - ответил Лукашенко на критику в адрес газовых договоренностей.
По его словам, если бы Беларусь имела в 2011 году такую цену на газ, как догворились по 2012 году, и не было бы вывоза валюты на покупку населением автомобилей, в стране не было бы финансовых проблем.
"Вы дайте еще 5 миллиардов в год валюты, и нет никаких проблем. Но наша экономика, общество не выдержали такой нагрузки. И что, я должен был молиться на эту ржавую трубу, которая в земле лежит? Ну, вот они построили одну трубу "Северного потока", сейчас вторую построят. Россия - супербогатая страна, она может подарить нам эту трубу. Но что ты качать будешь по этой трубе? Природный газ - это даже не нефть. Нефть мы можем из Венесуэлы привезти, еще откуда-то. Природный газ не привезешь", - сокрушался Лукашенко.
"Вы знаете, кто стонет и воет. Вот если бы Белтрансгаз купили Евросоюз или Америка, поверьте, была бы полная тишина. И не было бы "здрады", не было бы "здачы незалежнасці і суверэнітэта", як яны кажуць і енчаць там. Все это гнилая, дохлая политика. Я не для того в стране, чтобы сдавать суверенитет и независимость. Я должен принимать оптимальные решения. Пусть успокоятся и гвалтом не кричат, особенно те, кто уничтожил страну - Советский Союз, где мы за 2 копейки имели дизельное топливо, бензин ничего не стоил. И если бы мне это сейчас, то был бы в Беларуси оазис", - заключил Лукашенко.