Появившийся на просторах белорусского интернета черный список деятелей культуры, объявленных персонами нон-грата в белорусских государственных СМИ и радио-эфире, не вызвал особого удивления. Вполне ожидаемая, учитывая отсутствие какой-либо профессиональной подготовки и в принципе мозга у отвечающих за идеологию белорусских чиновников, реакция на критику иностранных и белорусских писателей и артистов в адрес белорусского режима и действий властей, начиная с вечера 19 декабря 2010 года. Ведь иные способы борьбы с инакомыслием, кроме знакомых с совкого детства, штатным идеологам А.Лукашенко неведомы.
В черный список внесены группы "Ляпис Трубецкой", "Палац", "Крама". "N.R.M", "Нейро Дюбель", "Крамбамбуля", "Naka", весь состав белорусского "Свободного театра", писательница Ольга Ипатова, народная артистка Беларуси Зинаида Бондаренко, поэты Геннадий Буравкин, Сергей Законников и Анатолий Вертинский, художник Алексей Марочкин, драматурги Владимир Халип и Андрей Курейчик, кинорежиссер Юpий Хащеватский и Владимир Колос".
«Не повезло» российским музыканту Юрию Шевчуку, певцу Дмитрию Спирину, писателям Андрею Битову, Борису Васильеву, Виктору Ерофееву.
Есть в списке фамилии голливудских актеров Кевина Спейси, Самуэля Уэста, Кевина Кляйна и Джуда Лоу, драматурга Тома Стоппарда. Запрещено крутить в эфире Pet Shop Boys (не столько из-за политики, сколько из-за нетрадиционной сексуальной ориентации?).
Существование списка подтвердили представители целого ряда СМИ, что лишь подогрело интерес к официальной реакции властей на этот слив.
"Я не знаю о таком списке. Минкультуры Беларуси таких списков не составляло", - заявил первый замминистра культуры Беларуси Владимир Карачевский (цитата Interfax.by), отказавшись взрывать информ пространство яркими цитатами.
Зато министр «правды» РБ Олег Пролесковский превзошел все ожидания.
"Этот так называемый "черный список" не что иное, как гнусная фальшивка", - заявил Пролесковский, назвав факт ее (фальшивки) публикации "бессовестной провокаций".
Формально министр сказал правду. Ни Мининформ, ни Минкультуры такие списки действительно не готовят. Подобные документы ни имеет никаких выходных данных, выводятся на печать штучным тиражом. А автором всех черных списков – деятелей культуры, освещаемых в СМИ тем, самих СМИ и интернет-ресурсов, в которых запрещена реклама – является администрация А.Лукашенко.
Вот тут бы Пролесковскому поставить точку в своем гневном комментарии, что, безусловно, вызвало бы у читателей некие терзания – есть все-таки список или нет. Но министр не успокоился и совершил бюрократическое харакири - начал оправдываться.
"Некоторым деятелям культуры, чьи фамилии находятся в так называемом списке, о существовании которого сообщили оппозиционные интернет-ресурсы, я ранее оказывал поддержку как государственный чиновник", - сказал Пролесковский.
На то он и министр «правды», чтобы хоть косвенно подтвердить, что черный список деятелей культуры – это не выдумка, поскольку администрация частенько привлекает органы госуправления, в данном случае Мининформ и Минкультуры, к доведению подобных административных запретов до ведома руководителей предприятий, попадающих под действие такого запрета.
В общем, со списком Пролесковский знаком, но все претензии, как говорится, направляйте в Красной дом, а точнее г-ну Янчевскому – по крайней мере, в СМИ не было информации о его увольнении вслед за бывшим прямым начальником и главным куратором белорусских mass media Н.Петкевич.