Последнее обновление: 23.04.2024 13:20

Правительство Украины намерено бороться с импортерами топлива

Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о намерении правительства бороться с монополией импортеров на внутреннем рынке моторного топлива, чтобы остановить рост цен на горючее накануне посевной кампании.

"Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в минувшие годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров - их доля на рынке достигла 60 процентов. Это позволило им ввести ценовой диктат и увеличить стоимость топлива практически до европейского уровня", - сказал Азаров на заседании правительства.

Украина отменила импортные пошлины в 2005 году после масштабного дефицита топлива на внутреннем рынке и резких скачков цен на горючее.

Цены на топливо на Украине начали расти в ноябре, что производители и импортеры объясняли ростом мировых на нефть и нефтепродукты, а также введением на Украине более высоких акцизов на моторное топливо.

В январе под давлением украинских НПЗ и поддержавшего их Министерства энергетики украинские власти начали специальное расследование импорта в страну моторного топлива, что может повлечь за собой введение импортных пошлин, на чем ранее настаивали внутренние переработчики.

Аналитики, однако, сомневаются в достоверности данных правительства о доле импорта на внутреннем рынке.

"Импорт нефтепродуктов в Украину в январе 2011 года составил 187.800 тонн или 30 процентов по отношению к общему объему потребления топлива", - говорится в сообщении аналитической компании Группа А-95.

По данным аналитиков, в январе доля импортного бензина составила 31 процент, а дизтоплива - 28 процентов.

По данным Минэнерго, в 2010 году импорт светлых нефтепродуктов на Украину вырос до 4,5 миллиона тонн с 3,8 миллиона в 2009 году.

Минэнерго заявило ранее, что предлагает в ближайшие недели ввести заградительные импортные пошлины на светлые нефтепродукты для защиты рынка от резко возросшего импорта более дешевого моторного топлива.

Минэнерго предлагает установить пошлины в размере 130 евро/тонна на импорт бензинов и 80 евро/тонна на импорт дизельного топлива вне зависимости от страны происхождения, что, по мнению чиновников, снизит долю импортного топлива до 10 процентов с нынешних 40-45 процентов.

Предложение Минэнерго было поддержано и ультимативным заявлением ТНК-ВР, владельца второго по мощности на Украине Лисичанского НПЗ, заявившего о готовности остановить предприятие уже в первом квартале 2011 года.

ТНК-ВР назвала работу украинских НПЗ "абсолютно убыточной", в том числе из-за роста импорта нефтепродуктов.

Однако, по словам Азарова, правительство ожидает не сокращения, а роста переработки нефти внутри страны - до 14 миллионов тонн в 2011 году с 10,5 миллиона в 2010 году, что позволит обеспечить Украину дешевым топливом.

За последние пять лет Украина стабильно снижает объемы переработки, а регулярное производство ведут лишь три из шести украинских НПЗ, заявляющие о том, что им сложно конкурировать с импортным топливом, производимым из более дешевой нефти.

По данным Минэнерго, в 2009 году Украина переработала 10,2 миллиона тонн нефтяного сырья и 10,5 миллиона в 2008 году. До отмены импортных пошлин на нефтепродукты в 2005 году Украина перерабатывала около 22 миллионов тонн сырья в год.



<Январь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Февраль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28123456
78910111213
Энергетика