В ближайшие дни комиссар ЕС по вопросам расширения и Европейской политики соседства Стефан Фюле посетит Минск для обсуждения подготовленного Еврокомиссией проекта совместного промежуточного плана для Беларуси, который должен определить направления приоритетных реформ, и проекта директив о переговорах с Беларусью об упрощении визового режима и реадмиссии.
«Я поеду в Минск во второй раз через пару дней», - сказал Фюле на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента 26 октября, передает УНИАН.
Он отметил, что в ходе нынешней поездки не планирует встречаться с Лукашенко в связи с предстоящими 19 декабря президентскими выборами. Да и в целом, никакого смысла в этой встрече нет - еще до начала избирательной кампании в отношениях между ЕС и Беларусью начался очередной ледниковый период.
Предпринятая отдельными европейскими странами политика демократизировать и повернуть Беларусь на европейский путь развития, а в долгосрочной перспективе убедить Лукашенко в необходимости передачи власти мирным путем, так сказать тихой сапой – через многочисленные контакты с чиновниками среднего уровня, местными властями, представителями третьего сектора, круглые столы, семинары и конференции, небольшие проекты в узких сферах экономики, допуск Беларуси к проекту Восточное партнерство – спустя годы привела Европу в исходную точку. Принцип «стерпится – слюбится», как и прогнозировали белорусские и международные эксперты и политики, а также основные игроки на мировой политической арене (США и Россия), не сработал.
Первой страной, разбившейся на вере в обещания Лукашенко, стала Германия – посла Г.Вайса в МИД ФРГ, и не только, запомнят надолго. Затем, на те же грабли наступила Польша, решившая заработать политический авторитет в Европе на налаживании контактов с белорусскими властями. Казалось бы, что двух неудач вполне достаточно, чтобы опытный в политических играх Запад сменил тактику. Но возобладали амбиции новых членов Евросоюза. В лидеры демократизаторов Беларуси намеревалась выйти Эстония, позже инициативу перехватила Литва.
На прошлой неделе в Минск приехала президент этой страны Даля Грибаускайте несмотря на негативное отношение многих литовских высокопоставленных чиновников к этому визиту. Но Грибаускайте и Лукашенко – два сапога пара. Президент Литвы такая же упертая, как и Лукашенко, и к мнению подчиненных прислушиваться не стала. Визит литовского президента закончился фактически ничем – спустя три дня Евросоюз продлил политические санкции в отношении Беларуси, а Литва, точнее ее лидер, полностью испачкалась необъяснимой дружбой с последним диктатором Европы.
Ренессанс в отношениях между Беларусью и Европой пришелся на 2008-2009 годы. На прошлом Минском форуме, традиционно проходящем в первых числах ноября, отдельные белорусские чиновники готовы были биться об заклад, что через год – к ноябрю 2010 года - в отношениях Беларуси и ЕС произойдут кардинальные качественные перемены.
Надо было заключать пари, ибо ренессанс зимой 2010 года очень быстро сменился очередным ледниковым периодом, который отбросил отношения между Минском и Брюсселем на 5 лет назад. Более того, белорусские власти теперь позволяют себе не только намеки на то, что вина в похолодании целиком и полностью лежит на требовательной Европе, но и, играя на комплексе вины, немыслимые закидоны – чего стоит предложение главы администрации Владимира Макея выставить свой карманный Общественно-консультативный совет в качестве ультимативного представителя третьего сектора Беларуси на Форуме гражданского общества политики Евросоюза "Восточное партнерство" (18-19 ноября, Берлин).
Отрадно, что Европа после серии ошибок и просчетов начинает более трезво подходить к оценке ситуации.
Фюле признал, что не видит особого прогресса в Беларуси в последнее время.
«Все отношения с Беларусью – это история потерянных возможностей», - сказал он.
Вместе с тем Европа не ставит окончательный крест на контактах с Беларусью, вероятно тешась некой надеждой на то, что кто-то в Минске еще образумится.
«Лукашенко знает, что требуется нами для продвижения вперед… Мяч на стороне Беларуси, но мы готовы играть этим мячом», - добавил он.
Лукашенко будет в вынужден в любом случае отдать пас Европе по ряду объективных причин, главная из которых – грядущий «пипец» в белорусской экономике, устроенный самими же властями накануне выборов. Но прежде чем он увидит какую-либо финансовую помощь со стороны Запада, ему придется выполнить ряд невыгодных для него политических условий.
Торг обещает быть жестким. И на этот раз Макей не сможет на раз-два продать Европе новый старый пакет обещаний о демократизации и либерализации синеокой.
Ситуация усугубляется и тем, что сегодня Европа не будет особо церемониться с гонцами Лукашенко – ей просто не до них на фоне экономических трудностей в ЕС: Греция – на грани дефолта по внешнему долгу, ФРГ не может договориться с другими странами о мерах по стабилизации ситуации и подумывает о выходе из зоны евро с возвратом к старой доброй марке.
Если ситуация в экономике Европы будет ухудшаться нынешними темпами, то уже через полгода визит Макея в страны ЕС будет встречен вопросами типа «А ты кто такой? – Да я вообще-то глава администрации президента Беларуси. – А что это за страна, Беларусь? Где она расположена?...»
Между тем, нельзя сказать, что Беларусь из-за колхозного менталитета ее руководства в очередной раз упустила некую чрезвычайно вкусную возможность, поскольку она и не стремилась ею воспользоваться. Сегодня уже можно с полной уверенностью утверждать, что вся дружба с Западом была затеяна в противовес инициированному Россией переходу на прагматические отношения с Минском. Но поскольку эта игра, как показали события 2010 года, не привела к желанному результату, то белорусские власти моментально от нее отказались.
Белорусскому правителю не нужно демократизировать страну и либерализировать экономику – ему и так уютно в кресле президента.