Белоруссия заменит Казахстан в украинском проекте строительства терминала по перевалке сжиженного природного газа. Об этом заявил Александр Лукашенко на встрече с журналистами региональных российских СМИ в минувшую пятницу. В Киеве новость замалчивают. Чиновники неофициально подтверждают, что украинско-белорусские переговоры ведутся в режиме секретности. Эксперты допускают, что заявление Лукашенко ухудшит украинско-российские отношения, пишет "Независимая газета".
Идея строительства терминала, который позволит обеспечить альтернативные российским поставки газа в Украину, возникла в период президентства Ющенко. «3–4 года назад начались исследования относительно целесообразности и эффективности поставок сжиженного газа», – рассказал «НГ» директор центра «Номос» Сергей Сапегин.
Но в практическую плоскость идею перевела команда Виктора Януковича: украинское правительство весной утвердило на 2010 год план реализации инвестиционного проекта «Поставка в Украину сжиженного природного газа и строительство регазификационного терминала». Согласно документу, предполагалось до конца года утвердить технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Речь шла о том, что Украина выберет партнера, который предложит оптимальный вариант ТЭО и примет участие непосредственно в строительстве объекта. Хотя официально структуры-партнеры не назывались, однако летом чиновники утверждали, что партнером Украины станет казахстанское государственное предприятие. Это гарантировало бы благосклонное отношение со стороны РФ.
Однако к осени в украинско-российских газовых отношениях снова возникла напряженность – из-за настойчивого требования Киева переписать условия долгосрочных контрактов, изменив формулу ценообразования. Как известно, с таким предложением выступил в конце августа премьер-министр Украины Николай Азаров: «Мы ставим целью пересмотреть крайне невыгодное для Украины соглашение с РФ. И настойчиво будем убеждать наших российских партнеров в необходимости это сделать». Владимир Путин сразу же через СМИ ответил украинскому коллеге: «Мы продаем газ Украине по европейской цене. А сейчас еще сделали скидку – от европейской формулы сбросили 100 долларов. Ну куда еще? И так достаточно».
Тем временем стало известно о проблемах с проектом альтернативных поставок газа. В начале сентября первый вице-премьер украинского правительства Андрей Клюев сообщил: «Со стороны Казахстана был инвестор, но кризис подорвал его финансовое положение». Поэтому проект собирались заморозить на неопределенное время. Украинские эксперты в тот момент допускали, что на решение казахстанского инвестора повлияли интересы «Газпрома».
Нынешнее заявление Лукашенко может означать, что Киев схитрил, демонстрируя намерение заморозить альтернативный газовый проект, но на самом деле найдя союзника, который также заинтересован в усилении энергетической независимости. В украинских министерствах и ведомствах официально информацию не комментируют. Однако чиновник, близкий к Минтопэнерго, неформально отметил, что не видит ничего странного в украинско-белорусском газовом сотрудничестве. «За последние пять лет российский газ для наших стран подорожал в четыре-пять раз, «Газпром» начал строить обходные газопроводы, что в перспективе угрожает транзитному потенциалу Украины и Белоруссии. Поэтому попытка обеспечить себя более дешевыми и надежными поставками газа из других источников – это не политика, а чистая экономика. Лукашенко не только с Украиной договаривается, но и со странами Балтии: если Россия перекроет Белоруссии транзит, газопроводы могут быть переориентированы на поставки сжиженного газа», – сказал он.
По сообщениям информагентств, замминистра энергетики Белоруссии Юрий Рымашевский недавно заявил: «Я не думаю, что какая-то сторона может помешать строительству терминала сжиженного природного газа совместно с какой-либо страной, с которой мы договоримся». Кстати, если весной речь шла о поставках в Украину азербайджанского газа, то сейчас ситуация, видимо, изменилась: сжиженный газ по украинской территории может поставляться и в Белоруссию, и в страны Восточной Европы. На днях первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев подтвердил, что и круг поставщиков может расшириться: «Мы ведем переговоры о долгосрочных поставках сжиженного газа с целым рядом стран». Он уточнил, что сейчас в Киеве завершается подготовительный этап к началу строительства терминала в Одессе.
Правда, ни в Киеве, ни в Минске пока не удалось получить информацию о стоимости и источниках финансирования проекта строительства терминала. Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский допускает, что украинско-белорусскую инициативу могут поддержать не только крупные западные или азиатские компании, заинтересованные в расширении своего присутствия в СНГ, но и структуры Евросоюза. «Страны ЕС, декларируя дружеские отношения с Россией, все же построили десяток терминалов по перевалке сжиженного газа. Украинско-белорусский проект может стать еще одной альтернативой российским поставкам», – считает эксперт.
Причем стоимость строительства терминала, как утверждают специалисты, не столь высока. Разные источники оценивают проект в сумму от 1 до почти 3 млрд. долл. «Пока нет ТЭО, говорить не о чем. Но разница в расчетах может быть связана с тем, будет ли Украина покупать или арендовать суда для перевозки газа. Сам терминал – это максимум полтора миллиарда долларов, такие деньги найдутся. Тем более что экономия на стоимости газа составит для Украины 2–3 миллиарда долларов в год, если сравнивать европейские спотовые цены со стоимостью российских поставок», – отметил украинский чиновник.
Сергей Сапегин сказал, что политическое решение по поводу терминала и сотрудничества в этом проекте с Белоруссией в Украине уже принято. Он опроверг предположение, что это отразится на украинско-российских отношениях: «Идет процесс формирования нормального, цивилизованного, современного газового рынка. Не нужно увязывать этот вопрос с политикой». Однако Валентин Землянский отметил, что газ и политика традиционно тесно связаны в странах СНГ. «Думаю, «Газпром» может усилить непрямое давление на Украину. Не только в вопросах ценообразования, но и в других сферах», – предположил он. При этом эксперт считает, что для российской стороны не были тайной украинско-белорусские переговоры. «Тот факт, что «Газпром» никак не реагировал на ситуацию, может свидетельствовать о том, что в Москве сомневаются в жизнеспособности и реализуемости проекта альтернативных поставок газа», – считает Землянский. В конце концов предполагается, что в момент сдачи в эксплуатацию через два-три года пропускная способность терминала в Одессе составит 10 млрд. куб. м газа в год – это примерно четверть всего импортируемого Украиной сейчас объема. С Россией все равно придется договариваться, приходят к выводу аналитики.