Заявление А.Лукашенко о возможности отказа от услуг российского подрядчика строительства белорусской АЭС лишь подтвердило опасения экспертов, что данный проект рассматривался исключительно как возможность раскрутки России на очередной межгосударственный кредит на внушительную сумму в $9 млрд. Если бы план удался, то строительство самой станции с первого же дня получило статус вечного долгостроя, что в свою очередь использовалось бы властями в качестве одного из доводов в пользу пожизненного пребывания Лукашенко у власти: «без меня АЭС не достроят…».
Во-первых, в минувшую пятницу Лукашенко публично заявил, что не согласится на озвученное российской стороной условие реализации проекта – создание СП по сбыту электроэнергии.
"Извините, мы берем у вас кредит, и не дешевый, мы его будем возвращать. Какое вы имеете отношение к нашему товару?», - заявил Лукашенко.
Но именно сомнение кредитора в том, что такой кредит, как впрочем и уже предоставленные на другие цели, будет когда-то погашен, стало основной причиной появления такого условия.
Лукашенко может сколько угодно твердить «Первый раз они нам предложили двойную цену - мы говорим, что за такую цену станцию строить не будем». Однако сомнение возникло не на пустом месте – запрашиваемые $9 млрд. в свое время вызвали удивление многих экспертов. Стоимость аналогичных проектов в других странах была почти два раза ниже. Белорусская сторона спешно пояснила чрезмерно завышенную сумму строительства необходимыми инвестициями в инфраструктуру.
Во-вторых, следует обратить внимание на следующие слова Лукашенко «…мы со многими инвесторами были в контакте, но решили в пользу России», которые, как выясняются, далеки от действительности.
До настоящего времени белорусские власти вообще не вели с другими странами переговоры о возможности строительства АЭС, сообщил Прайм-ТАСС со ссылкой на источник в топливно-энергетическом секторе Беларуси в понедельник.
«Прямых переговоров не было. Все говорят: если вы бросите Россию, тогда другое дело», - сказал собеседник.
В принципе понятно, почему не велись переговоры с западными подрядчиками. Россия была единственной возможностью получить кредит под АЭС живыми деньгами, в то время как в иных случаях речь шла исключительно о связанном финансировании. Впрочем возможность даже связанного кредитования существовала лишь теоретически из-за непростых политических отношений Беларуси с цивилизованным миром.
Проведенный белорусскими властями тендер по выбору генподрядчика строительства белорусской АЭС, победителем которого стала российское ЗАО «Атомстройэкспорт», оказался фикцией. Однако попытка привлечения к этому проекту европейского или американского подрядчика, которую Беларусь может предпринять в ближайшее время, потерпит фиаско.
"Если Россия не будет строить АЭС у нас… мы будем договариваться с другим инвестором. В мире они есть, предложения на сей счет у нас есть", - заявил Лукашенко.
Он опоздал со своим заявлением года так на три, когда западные инвесторы на фоне политической оттепели в Беларуси могли инициировать некое подобие реальных переговоров по АЭС. Нынче даже для них является очевидным стремление белорусских властей не столько строить АЭС, сколько получить деньги (кредит).
«В ближайшее время мы определимся, кто будет строить у нас атомную электростанцию", - тем не менее сказал Лукашенко, пытаясь создать интригу.
Прежде чем возобновить переговоры по АЭС с Беларусью, западные инвесторы не только посетят сайт балтийской АЭС, но и отправят свои «глаза и уши» на строительную площадку в Калининградскую область. Если после увиденного у кого-то еще останется желание обсуждать экономическую целесообразность строительства белорусской АЭС, то будет затребованы такие государственные гарантии погашения выделенных средств, по сравнению с которыми российское условие о создании СП покажется детским лепетом.
Сегодня ни Европа, ни США, собственно как и Россия, не намерены за свой счет решать проблему валютной ликвидности и энергетической безопасности суверенного белорусского режима.
Поэтому итог интриги известен уже сейчас – НИКТО…