Разгрузка танкера, доставившего 19 июня в Одессу вторую партию венесуэльской нефти для Беларуси, планируется закончить 22 июня, а 29 числа этого же месяца в Одессе ждут еще один танкер. До конца июля белорусские власти рассчитывают пригнать из Венесуэлы в общей сложности 7 танкеров сернисто-ванадиевой Санта-Барбары с повышенным выходом мазута.
Сюжет о 7 танкерах с венесуэльской нефтью был показан в эфире белорусского ТВ в минувшую пятницу после известных высказываний А.Лукашенко «если признаем долг, то оплатим» и заявления первого замминистра энергетики Э.Товпенца о задолженности Газпрома перед Беларусью за транзит российского газа на сумму более $200 млн. долларов.
Там же, в сюжете, были приведены высказывания представителя украинской транспортной компании, обеспечивающей доставку венесуэльской нефти из Одессы в Мозырь по железной дороге, которыми украинская сторона подтвердила техническую готовность обеспечить транспортировку нефти из 6-ти оставшихся танкеров.
Впрочем, представитель украинской компании несколько проговорился, сообщив, что белорусский план по импорту 4 млн. тонн венесуэльской нефти до конца 2010 года изменился в сторону уменьшения до 3 млн. тонн.
Однако, задача белорусского официального пропагандистского рупора заключалась в том, чтобы успокоить зрителей зомбоящика, до которых уже начали доходить слухи об очередной газовой войне (почти всю неделю официальная пресса упорно молчала по этому поводу), хотя бы в том, что по крайней мере в части нефтяных поставок у Беларуси есть отличная альтернатива.
«Белорусские НПЗ в апреле вышли на рентабельную работу», - утверждалось в этом же нефтяном сюжете, из чего телезрители должны были сделать вывод о том, насколько стране выгоднее импортировать венесуэльскую нефть в сравнении с российской.
Сегодня уже понятны политические причины появления проекта с 1-м танкером нефти от друга Уго и последующих демаршей белорусских властей по проекту Таможенного союза. А.Лукашенко пытается любыми способами добиться отмены экспортных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты, что позволит ему иметь хоть какой-то козырь на грядущем переизбрании на 4-й срок, что он собственно и подтвердил открытым текстом в минувшую пятницу, вещая с полей в Шкловском районе.
Но первый танкер не смог выполнить отведенную ему роль. Россия отреагировала на этот проект вполне ожидаемо: Беларусь как суверенная страна имеет право покупать нефть в любой точке мира.
В этой связи, наращивание поставок венесуэльской нефти (семь танкеров до конца июля) вызывает массу вопросов, и в первую очередь «Каков смысл этих поставок?», экономика которых далека от идеала. Белорусские пропагандисты и чиновники могут сколько долго угодно вещать о положительной рентабельности переработки венесуэльской нефти, но цифры заставляют усомниться в денежных перспективах этого проекта.
Как сообщалось, первая партия венесуэльской нефти зашла в страну по цене $704 доллара за тонну – эту цифру еще никто не опроверг. Согласно предварительным расчетам экономически оправдать эту цену предполагалось за счет высокого качества Санта-Барбары. Но именно с качеством и произошел прокол. Все ранее опубликованные версии о завышенных ожиданиях белорусских чиновников по этому поводу в той или иной степени подтвердились на официальном уровне.
«Переработка венесуэльской нефти сорта Santa Barbara, поставка которой началась в этом году, характеризуется низким выходом мазута – всего 7%. Это позволило нивелировать не совсем удачную логистику", - сообщил на прошлой неделе замглавы концерна "Белнефтехим" Владимир Волков на международной конференции "Нефтепереработка, нефтетранзит и нефтетрейдинг в странах СНГ и Балтии" в Одессе.
Ставка на столь низкий уровень выхода мазута в 7% и объясняет, как отметил Волков, «привлекательность других (в дополнение к российской) нефтей».
Однако, анализы первой партии Санта Барабары показали, что выход мазута при переработке полученной нефти на порядок выше (22-24%), плюс было выявлено повышенное содержание серы и ванадия, что заметно осложняет процесс вторичную переработку.
Второй и третий танкеры с нефтью обойдутся Беларуси дешевле чем первый – цена на нефть на мировом рынке по сравнению с апрелем несколько снизилась. Но это ничуть не улучшает экономику проекта.
Вероятно, белорусские власти все еще пытаются убедить Россию в том, что венесуэльская нефть вполне реальна и таким образом Россия может потерять Беларусь как импортера, партнера и союзника, заставляя руководство РФ отменить как минимум экспортные пошлины на нефтепродукты.
Но все же кажется, что задача проекта по поставкам венесуэльской нефти напрямую связана с намерением А.Лукашенко переизбраться на 4-й срок в условиях отсутствия какой-либо поддержки со стороны России. Как уже отмечалось, на эту версию указывает давальческая схема поставки сырья в Беларусь. По заявлениям в настоящий момент поставки осуществляет Белорусская нефтяная компания, но документы пока еще никто в руках не держал. То есть до сих пор неизвестно, кто поставляет венесуэльскую нефть как давальческое сырье на Мозырский НПЗ – белорусская БНК или какая-либо из ее зарубежных дочек или вовсе доселе никому не известная оффшорная компания.
Ведь в последних двух случаях вся выручка от продажи нефтепродуктов, выработанных из венесуэльской нефти, оседает на зарубежных счетах и никак не светится в Беларуси. При этом бюджет получает лишь крошечную часть налогов, которые уплачивает МНПЗ с тех нескольких процентов от всего объема Санта Барбары, которая остается в распоряжении предприятия в качестве оплаты за процессинг.