Минобороны Беларуси в спешном порядке пригласило в Минск руководителей службы безопасности полетов ВС РФ после того, как празднование 9 мая 65-ой годовщины победы во второй мировой войне с элементами авиа-шоу едва не стал днем траура для Беларуси.
"12-13 мая в Минске в командовании Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны состоится рабочая встреча представителей служб безопасности полетов вооруженных сил Беларуси и России", - сообщила пресс-служба Минобороны.
Несмотря на «рабочий» статус, "делегацию ВС РФ представляют начальник службы безопасности (СБ) полетов авиации ВС генерал-лейтенант Сергей Байнетов, а также заместитель начальника отдела - начальник группы СБ полетов авиации ВС РФ полковник Андрей Грязнов".
"В ходе встречи будут обсуждаться вопросы безопасности полетов. Планируется согласование и подписание протокола о порядке создания и работы совместных групп контроля безопасности полетов государственной авиации при проведении двусторонних учений различной направленности", - говорится в сообщении.
Вне всякого сомнения, речь идет о разборе нештатной ситуации, возникшей 9 мая во время проведения праздничного парада – один из Су-25, принимавших участие в шоу, едва не протаранил жилые дома в районе Юго-Запад. Именно там, а не над местом проведения мероприятия, могла случиться трагедия.
Парад проходил при плохих погодных условиях. По сводкам аэропорта Минск-1 на 11:30 9 мая нижняя кромка облачности находилась на уровне 150 метров, на 12:00 понизилась до 120 метров. Эксперты были на 100% уверены, что полеты отменят. Но не в Беларуси, тем более при личном участии Сами-Знаете-Кого с обязательным элементом – Сами-Знаете-Кто-младший… Катастрофа самолета президента Польши по причине плохих погодных условий также ничему не научила...
В интернете основное распространение получил видеоролик с нестройным рядом Су-24, вероятно после просмотра которого пресс-секретарь Минобороны В.Ременчик поспешил заявить, что «весь пролет воздушного эшелона был проведен в соответствии с заданием без каких-либо нюансов и погрешностей».
«Летчики полностью выполнили задачу… Не в моих правилах комментировать глупости, кем-то придуманные», - цитирует слова пресс-секретаря TUT.by.
Что там реально происходило над местом проведения парада, пусть комментируют эксперты, но дальнейшее развитие событий довелось наблюдать собственными глазами.
Первыми «отстрелялась» четверка вертолетов, которая, не долетая до Юго-Запада, ушла на разворот ниже облачности – их можно было видеть. Прохождение следующей группы - уже самолетов – можно было определить только по реву двигателей, их не было видно из-за облачности. Очередной рев или два – и внезапно из облачности буквально выпал Су-25. Теряя высоту, самолет во избежание столкновения с приближающимися многоэтажками Юго-Запада резко взял вправо (крен на 90 гр.) и… Еще секунда и столкновение с землей было бы неминуемо. Летчик чудом вывел самолет из падения и после резкого ускорения он скрылся в облаках.
Примерная нижняя точка приведена на этом фото, достоверность которой можно лишь подтвердить – свои глазам принято верить.
Если все прошло штатно, как утверждает Минобороны, то маневры Су-25 можно расценить лишь как желание помахать крыльями своей новой подружке. Но заслуживает ли такого отношения пилот, уводивший свой самолет от столкновения с жилыми зданиями, осознавая, что его ждет через пару секунд? Ведь только благодаря ему страна не сменила в одночасье праздничные флаги на траурные ленточки…
Да, желание всё замолчать превалирует, в то время как необходимо срочно создать спецкомиссию по расследованию этого и не только инцидента. Следует отметить, что менее чем за год Беларусь едва не потеряла третий по счету военный самолет – трагедия в Польше в августе 2009 года, странный случай с МиГ-29, которым занимается военная прокуратура и собственно парад на 9 мая.
Остается надеяться, что такая комиссия уже создана, а все полеты военной авиации в Беларуси запрещены до окончания работы этой комиссии.
Кроме того, едва не случившаяся авария заново подняла вопрос, который общественность страны поднимает не первый год – стоит ли поминать погибших в годы войны подобными показушными мероприятиями, да еще с участием авиации, техническое состояние которой вызывает большие вопросы.
Неужели жертвоприношение снова входит в моду?