Ситуация с поставками российской нефти в Беларусь с 1 января 2010 года, возникшая на фоне отсутствия подписанных документов, еще раз доказала, что белорусские власти (министерства и ведомства), готовясь к очередной кампании, упускают из вида такую важную составляющую как информационное сопровождение.
Вероятно, работает совковый принцип «авось пронесет и тема не поднимется». Но когда тема разгоняется в СМИ, срабатывает другой принцип «говорим, что «усе добра», и доказываем, какие мы белые и пушистые». Как правило, а это правило уже не раз подтвердилось на практике, такие мажорные доводы белорусской стороны очень быстро разбиваются в пух и прах реальными фактами, и тогда белорусским чиновникам приходится уходить в глухую оборону, едва поспевая с новостными оправданиями. Но лучше от этого не становится.
Хорошим примером очередного информационного проигрыша стало сообщение агентства Reuters от 3 января 2010 года о прекращении поставок нефти на белорусские НПЗ со ссылкой на представителей российских нефтетрейдеров, поставившим под сомнение мажорные заявления белорусских чиновников о предоплаченных 1,126 млн.тонн нефти и ее безостановочной поставке на заводы.
На следующий день, 4 января, концерн Белнефтехим опроверг эти «домыслы» своим успокоительным заявлением: "Информация не соответствует действительности, нефть поступает в Беларусь и для транзита, и для переработки".
Собственно, российские трейдеры, как и СМИ, вообще не поднимали тему транзита. Если бы что-то случилось с транзитом, то об этом уже 1 января сообщили бы СМИ стран, закупающих российскую нефть, со ссылкой на первых лиц своих государств или руководителей нефтяных компаний. И несмотря на выходные дни, уже 2 января можно было бы ожидать официальное заявление Еврокомиссии вокруг ситуации с поставками российской нефти в Европу. В сообщении агентства речь шла исключительно о поставках нефти на белорусские НПЗ. Причем их работа также не вызывала сомнений у российских трейдеров, заявивших о минимум недельном запасе сырья.
Успокоительное заявление Белнефтехима и вовсе выглядело нелепо на фоне сообщения агентства Интерфакс о том, что на утро 4 января поставки нефти на белорусские НПЗ не осуществлялись. Эта информация, по сути, подтвердила сообщение Reuters.
Но белорусские власти и Белнефтехим, не обращая внимания на «домыслы» СМИ, ссылающихся на «недостоверные источники», придерживались своего сценария до тех пор, пока ясность в ситуацию не внесла российская сторона, что уже стало традицией в белорусско-российских отношениях. О том, что же происходило на белорусских НПЗ, рассказал вице-премьер России Игорь Сечин в ходе рабочей встречи с премьером РФ В.Путиным.
«…мы беспрепятственно продолжаем транзит в сторону западноевропейских потребителей. И вчера начались отгрузки на белорусские НПЗ: на Новополоцкий НПЗ «Нафтан» - около 100 тыс. тонн нефти и 78 тыс. тонн нефти на Мозырский НПЗ тоже начали отгружать по системе магистральных нефтепроводов», - разложил ситуацию Сечин.
Во-первых, он подтвердил, что в течение 3-х дней нефть не поставлялась на белорусские НПЗ. Во-вторых, сообщив о возобновлении поставок «с учетом эксклюзивного отношения к нашим белорусским партнерам», Сечин по сути заявил, что Россия не намерена блокировать работу белорусских предприятий.
Знал ли Белнефтехим о существовании такого распоряжения, когда пытался заверить общественность, что усе добра. Безусловно, знал. Но что-то (можно догадаться с первого раза) помешало белорусским чиновникам огласить эту информацию и признать тот факт, что в первые три дня нового года поставки нефти не осуществлялись.
Когда цитаты Путина и Сечина появились на лентах информагентств, концерн Белнефтехим разродился потоком фактов и разъяснений - начальник управления координации сырьевых поставок концерна "Белнефтехим" Сергей Остапец в своих откровениях на ленте агентства БелТА рассказал всё или почти всё, но естественно в белорусской интерпретации.
Так, по его словам, на 1 января 2010 года резервуары ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" были заполнены нефтью, что подтверждает информацию российских трейдеров. Кроме того, к 1 января на заводах накопились существенные объемы высокосернистого дизельного топлива и мазута, которые служат сырьем для загрузки вторичных установок на "Нафтане" и Мозырском НПЗ.
"Мы скорректировали загрузку мощностей и используем вторичные установки для переработки этих видов сырья. Нефтепродукты вырабатываются, отгружаются на нефтебазы. Сейчас объем переработки доведен до оптимального", - доложил Остапец.
"До Нового года мы оплатили количество нефти, необходимое, чтобы нефтепровод работал без остановки. То есть, для обеспечения первых 11-12 суток у нас есть оплаченные (исходя еще из прежних условий) объемы, чтобы обеспечить безостановочную прокачку к нашим НПЗ. Эти контракты предусматривают и беспошлинные поставки в том числе. Поскольку у нас по контрактам окончательная цена январских поставок нефти формируется в начале февраля, можно говорить о том, что сейчас эта поставка беспошлинная", - заявил представитель концерна.
Во-первых, утверждения о безостановочной прокачке не вяжутся с информацией о возобновлении поставок с 3 января, а де-факто с середины дня 4 января. Во-вторых, представитель концерна подтвердил, что оплата контрактов производилась на основе действовавших в 2009 году – читай, старых – условий.
В третьих, в этой связи еще большее сомнение вызвало заявление о существовании контрактов на беспошлинную поставку нефти. Вчера И.Сечин подтвердил, что предложение России поставить Беларуси беспошлинно до 6 млн. тонн нефти в 2010 году остается в силе, однако подчеркнул, что беспошлинные поставки могут начаться только после подписания Беларусью соответствующего документа.
«…в ходе ВГС в Москве российской стороной было сделано предложение о продолжении льготных поставок… необходимых для внутреннего потребления… примерно до 6 млн тонн нефти… Пока мы подписанных соглашений не имеем…», - сообщил Сечин.
"Получая российскую нефть, законодательно мы абсолютно ничего не нарушаем. Все в рамках тех документов, которые у нас на сегодняшний день есть. Иначе бы со стороны российских нефтяных компаний не заключались контракты на поставку нефти в январе", - утверждал вчера представитель Белнефтехима.
В этой связи, следует обратить внимание на заключительную фразу В.Путина: «Надеюсь, что договоренности будут достигнуты в самое ближайшее время, исходя из наших общих интересов и из действующего в России законодательства.
В общем, Путин не стал возражать против поставок нефти на белорусские НПЗ на фоне отсутствия подписанных документов. Но на условиях, соответствующих российскому, а не белорусскому законодательству, то есть с применением 100% экспортной пошлины.
Впрочем, Остапец косвенно подтвердил, что оплаченные контракты уже пересчитаны с учетом 100% российской пошлины. Как сообщалось, в январе Беларусь планирует закупить 1,5 млн. тонн российской нефти, из которых уже оплачено и законтрактовано 1,126 млн. – этот объем обеспечивает загрузку белорусских НПЗ минимум в течение 20 суток. Но Остапец сказал, что поставки нефти оплачены всего на 11-12 суток – именно на такой объем нефти хватило денег, перечисленных по действовавшим в 2009 году условиям.
Не исключено, что могут существовать и некие другие нюансы и обстоятельства, о которых не хочет говорить Остапец. Но любые предположения строятся на основе имеющихся фактов, а не неких неизвестных переменных. Фактом же является то, что вчера ни Сечин, ни Путин не подтвердили беспошлинную поставку нефти в Беларусь, поскольку данный вопрос до сих пор не урегулирован сторонами.
Об отсутствии договоренностей вчера сказал и Остапец: продолжается переговорный процесс по вопросу взимания экспортной пошлины на ввозимую в республику нефть. По его словам, в ближайшее время планируется очередной раунд переговоров с российской стороной.
"Сейчас готовятся необходимые документы для подтверждения нашей позиции в этих переговорах", - сообщил представитель Белнефтехима.
Но опять таки что-то помешало Остапцу доступно разъяснить общественности белорусскую позицию на этих переговорах. И когда через некоторое время во все стороны полезут различные нюансы этой «позиции» и/или достигнутых в «неравном сражении» договоренностей со ссылкой на анонимные и прочие достоверные источники, концерну и собственно властям придется в очередной раз оправдываться непонятно перед кем, пеняя при этом на СМИ, которые опять чего-то не поняли, не услышали, неверно интерпретировали и вообще все передернули с ног на голову. Проблема лишь в том, что голова будет болеть только у тех, кто слишком застенчив и лукав в своих высказываниях сегодня.
В заключение следует отметить, что Сечин вчера забил еще один кол в белорусскую версию переговорного процесса о поставках нефти. По его словам, эксклюзивное предложение России о беспошлинной поставке 6 млн. тонн нефти в Беларусь и 100% пошлина на весь оставшийся объем нефти, предусмотренный балансом поставок в рамках союзного государства, прозвучало еще 10 декабря в рамках заседания высшего госсовета РБ и РФ. Публичное озвучивание этого предложения 18 декабря не стало сюрпризом для А.Лукашенко. Он знал о российских условиях и де-факто согласился с ними, поставив свою подпись под документами о запуске Таможенного союза.
Слово дал, свое же слово и забрал – это привычная манера поведения для белорусских властей. Чего добивается А.Лукашенко – понятно всем. Но ведь не только он знал о предложении российской стороны, но и белорусские чиновники, включая первого вице-премьера В.Семашко. Но сколько при этом рождественских сказок о нефти они умудрились рассказать белорусским гражданам во второй половине декабря…