Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Семашко раскрыл нефтяные уступки то ли России, то ли Беларуси

Уступки в нефтяной сфере, которых добилась Беларусь на 8-ми часовых переговорах в Кремле в минувший четверг, сводятся к хорошо известному по 2009 году принципу – в начале года пользуемся халявой, а дальше – как получится, главное – пережить зиму. Именно такой подход доминировал первые 3 месяца уходящего года, в течение которых белорусские власти вымаливали у Газпрома возможность оплаты текущих поставок газа по среднегодовой, а не квартальной цене.

Примерно, по такой же схеме белорусские власти действовали и вчера, выбивая из Москвы льготные условия по поставкам нефти в 2010 году. Впрочем, с точки зрения Минска цена вопроса была немалая – собственно жизнеспособность утверждаемого бюджета-2010.

"Достигнуты договоренности с Россией по условиям поставки нефти в 2010 году", - сообщил сегодня первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, появившийся на подписании договора по продаже БПС-Банка российскому Сберу.

Как передает Interfax.by, Семашко пояснил, что в соответствии с этими договоренностями поставки для внутренних потребностей Беларуси в объеме 8-9 млн т с начала 2010 года будут осуществляться беспошлинно и в первоочередном порядке.

Остальной объем поставок из запланированных на 2010 год 21,5 млн т нефти будет поставляться на условиях, которые будут определены "в духе создания таможенного союза".

Следует напомнить или пояснить о чем идет речь. Согласно соглашению от 12 января 2007 года между РБ и РФ цена на поставляемую в Беларусь нефть формировалась с учетом российской экспортной пошлины. Однако, в рамках якобы строящегося союзного государства, пошлина взималась не со всей нефти, поступающей в Беларусь, а с определенной ее части – той, которая шла исключительно на переработку на белорусские НПЗ, а полученные из нее нефтепродукты экспортировались. Нефть, нефтепродукты из которой шли на внутренний рынок для собственного потребления, поставлялась в Беларусь беспошлинно.

Поскольку в трубе невозможно определить, какая нефть является экспортной, а какая – для внутреннего рынка, пошлина включалась в цену всей (условно) поставляемой в Беларусь нефти с применением понижающих коэффициентов. В целях постепенного перехода на рыночные отношения в поставках нефти и во избежание шока для белорусской экономики были разработаны понижающие коэффициенты, позволяющие плавный переход к более рыночных ценам: в 2007 году - 0,293; в 2008 году - 0,335; в 2009 году - 0,356.

В соглашении от 12 января 2007 года не указан срок действия, что вызвало бурную дискуссию между Москвой и Минском. По мнению России, раз не указаны коэффициенты на 2010 и последующие годы, значит соглашение больше не действует или в цену включается вся российская экспортная пошлина. Такой вариант, естественно, не устраивает Беларусь: по мнению Минска, раз нет коэффициента на 2010 год, значит, нет и пошлины. При таких подходах сторон компромисс в принципе невозможен.

В этой связи, как сообщалось белорусские власти предложили сохранить на 1-е полугодие 2010 года те же условия, которые действовали при поставках нефти в текущем году: экспортная пошлина на всю поставляемую в страну нефть с применением понижающего коэффициента в 0,356.

Однако в минувший в четверг в Москве белорусские власти вновь пошли на очередную хитрость – давайте все объемы нефти, поставляемые с января 2010 году, классифицировать как «для собственного потребления», а к тому моменту, когда поставки достигнут оговоренного ранее объема – по словам Семашко 8-9 млн. тонн – определимся, как считать, взимать и делить пошлины.

Как сообщил первый вице-премьер, Медведев и Лукашенко поручили правительствам подготовить соответствующее соглашение, суть которого заключается в отказе от взимания экспортных пошлин при поставках нефти в Беларусь и переход на прямой межбюджетный раздел белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты.

По сути, это возврат к 1995 году, когда Беларусь и Россия подписали документ, согласно которому вся нефть поставляется в Беларусь беспошлинно, а экспортные пошлины, взимаемые при экспорте готовых нефтепродуктов в третьи страны (Европу), делятся между бюджетами двух стран по принципу: 80% - российский бюджет, 20% - белорусский. Подписать подписали, но с того момента Беларусь не перечислила ни одного доллара (российского рубля) в российский бюджет, что собственно и заставило российские власти вынудить Минск после 3-х дневной нефтяной войны на подписание соглашения от 12 января 2007 года.

Следует отметить, что в предшествующие этому соглашению несколько лет белорусские власти, в упор забывшие о договоренности 1995 года, и российские поставщики нефти успешно распиливали между собой пирог в 3 млрд. долларов ежегодно (оценка экспертов нефтяной отрасли).

Во втором полугодии 2010 года Россия предложила вернуться к хорошо забытой 80/20, уравняв при этом экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты (что в принципе исключает возможные махинации с белорусской стороны типа «дизель – печное топливо» или «дизель – судовое топливо»).

По мнению экспертов такое предложение означает полный «стабилизец» не только белорусской нефтянке, но и ставит под сомнение наполнение доходной части бюджета даже при самом пессимистическом раскладе. Впрочем, такие мнения базируются на голых экономических расчетах, а именно на величине налоговых поступлений: 72% себестоимости тонны нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, составляют налоги, которые сегодня поступают только в белорусский бюджет.

Правда, из этих налогов белорусское правительство компенсировало поставщикам нефти российскую экспортную пошлину, включаемую в цену, однако размеры уплаченных в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты и выплаченных компенсаций различаются порядками – заходило намного больше, чем уходило.

Однако сам механизм компенсаций был разработан отнюдь не ради заботы о поставщиках, а ради компенсации убыточных поставок на внутренний белорусский рынок. Входная цена тонны нефти для Беларуси существенно ниже мировой, однако топливо на внутреннем рынке страны дешевым назвать сложно. По той лишь причине, что в цене сидит около 60% налогов и акцизов. Такая налоговая нагрузка сказывается и на работе нефтянки – в ноябре поставка тонны нефтепродуктов на внутренний рынок приносила $90 долларов убытка.

Скажем проще – если бы не компенсации, итогом работы двух белорусских НПЗ сегодня был бы огромный убыток, а благодаря бюджетным компенсациям они демонстрируют прибыль. Впрочем, белорусские власти не спешат с выплатами компенсаций: бюджетная задолженность перед Нафтаном сегодня оценивается в 500 млрд. рублей, а перед Мозырским НПЗ – 300 млрд.

В целом механизм бюджетного доения белорусской нефтянки более сложен и изобилует множеством нюансов, расписывать которые нет смысла. Очевидно одно – при переходе на межбюджетный раздел между двумя странами по пропорции 80/20 белорусские власти теряют не только серьезный источник пополнения доходной части бюджета, но и определенную долю контроля над отраслью. Это во многом объясняет и личностные выпады в адрес российского руководства, которые позволял себе А.Лукашенко на протяжении двух последних месяцев.

Семашко не уточнил, о какой пропорции шла речь на вчерашних переговорах в Москве. Скорее всего, конкретные цифры даже не звучали – их еще предстоит определить. Зато еще за пару недель до прошедшей вчера в Москве встрече Лукашенко-Медведев прозвучали предложения, выполнив которые, Минск может рассчитывать на более приемлемые условия поставки нефти в страну в ближайшие два года (до создания ЕЭП) – участие российского бизнеса в приватизации белорусских нефтехимических предприятий.

Эта тема, как оказалось, также обсуждалась вчера на переговорах в Москве. Как заявил сегодня Семашко, сделка по продаже комплекса "Нафтан-Полимир" может состояться в ближайшее время.

"Мы ожидаем, что в ближайшее время может состояться сделка по комплексу "Нафтан-Полимир" то ли с "Лукойлом", то ли еще с какой компанией", - сказал Семашко, которого цитирует БелТА.

"Мы давно находимся в позиции низкого старта, давно ищем инвестора на этот проект", - отметил первый вице-премьер.

По его словам, инвестор должен иметь средства, чтобы реализовать инвестиционное соглашение, он должен обладать своими целевыми ресурсами, то есть обеспечивать загрузку предприятия. Кроме того, должен решаться вопрос с экспортом продукции.

"Российские инвесторы нас устраивают наилучшим образом", - подчеркнул Семашко.

Впрочем, приватизационная готовность, со слов вице-премьера, белорусских властей в отношении комплекса Нафтан-Полимир отнюдь не подтверждает, что вчера в Москве были достигнуты конкретные договоренности.

«…мы приняли, по сути, принципиальное решение положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как дальше будет происходить сотрудничество в нефтяной сфере…», - весьма осторожно высказался вчера президент РФ Д.Медведев

На фоне этой цитаты сегодняшнее хитрое заявление Семашко больше похоже на просьбу, чем на констатацию переговорных успехов. Ведь уже давно не секрет – если белорусские чиновники не называют конкретные цифры и условия, значит, вообще не договорились или их поставили «в позицию низкого старта».

Как сообщалось, Беларусь и Россия планировали в декабре утвердить совместную программу по взаимодействию в сфере топливно-энергетического комплекса.

"Мы планировали ее подписать 10 декабря на заседании ВГС, но осталось несколько несогласованных вопросов. До конца февраля 2010 года мы должны выйти на подписание этого документа", - констатировал Семашко.

Так что остается ждать продолжения «переговорного» банкета, который, как и в обыденной жизни, закончится выпиской счета…



<Ноябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Декабрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Энергетика