Нефтепереработка стала единственной отраслью белорусской экономики, которая оказалась не по зубам экономическому кризису. И хотя из-за падения мировых цен на нефть показатели работы этой отрасли снизились в денежном выражении, в физических объемах отрасль продемонстрировала завидную устойчивость, став своеобразным спасательным кругом для страны.
В этой связи от властей не стоило ждать ничего иного как активизации деятельности по установлению жесткого государственного контроля над этой отраслью. Еще в 2006 году государство предприняло первые шаги в этом направлении, поставив перед собой задачу избавиться от максимально возможного количества частных поставщиков нефти в страну и сконцентрировать все валютные потоки на одной структуре – Белорусской нефтяной компании (БНК).
В 2009 году упомянутые задачи с большего были выполнены. Количество частных поставщиков нефти в страну резко сократилось – им просто перестали нарезать импортные квоты. Власти с большим удовольствием избавились бы от всех, если бы хватало валютной оборотки на закупку необходимых для стопроцентной загрузки двух белорусских НПЗ объемов нефти. Вместе с тем, те, кому еще пока позволено завозить нефть в страну, были лишены возможности экспорта полученных нефтепродуктов.
Данные утверждения сегодня в полной мере подтвердил замгендиректора БНК Николай Василевич, по словам которого компания по итогам 2009 года планирует увеличить экспорт нефтепродуктов более чем в два раза до 7,3 млн.т (в 2010 году - 7,5 млн.т). Это вовсе не означает, что Беларусь резко увеличила производство нефтепродуктов – нет технической возможности. БНК, заявил Василевич, консолидировала практически 100% экспорта основных нефтепродуктов.
Он все же приукрасил ситуацию – Нафтан и Мозырский НПЗ отнюдь не желают расставаться со всеми экспортными контрактами и, стало быть, делиться валютной выручкой в пользу БНК. Однако в любом случае в денежном выражении речь идет о больших деньгах. Валютная выручка по итогам 2009 года составит примерно $3,1 млрд.
Весь этот консолидированный денежный поток уже полностью контролируется государством - акционерами ЗАО являются РУП "ПО "Белоруснефть" (читай – государство), ОАО "Нафтан" (государство), ОАО "Мозырский НПЗ" (наполовину государство) и Белорусский нефтяной торговый дом (опять государство).
Как только БНК сможет подмять весь экспорт нефтепродуктов и обзавестись оборотными средствами для ежемесячной закупки 1,67-1,83 млн. тонн нефти в месяц, белорусская нефтянка с ее супердоходами и огромными отчислениями в бюджет и вовсе превратится в сверхсекретную отрасль экономики, формирующей от трети до половины белорусского ВВП.
Контролировать эту отрасль, которая будет представлена одним импортером-экспортером (БНК), двумя НПЗ и менее чем десятком крупных операторов сетей АЗС, не составит особого труда для одного человека, Сами-Знаете-Кого. Консолидированный в рамках одного госпредприятия валютный поток придется весьма кстати в ходе президентской кампании.
Следует отметить, что указанные структурные изменения в отрасли очень хорошо объясняют и ту любовь, которой воспылали власти Литвы и Латвии к официальному Минску. Причина, которую сегодня назвал Василевич, отнюдь не в белорусско-европейском диалоге - около 80% экспорта белорусских нефтепродуктов реализуется в направлении портов Балтии.