Последнее обновление: 26.04.2024 17:22

Бизнес-сообщество оказывает себе медвежью услугу

Бизнес-сообщества Беларуси в лице союзов, ассоциаций и прочих образований уже давно подыгрывают властям страны в надежде получить взамен некие послабления в виде снижения административного и налогового бремени. Суть заключается в том, что если принимаемое или готовящееся решение властей в принципе является плохим, неверным, не соответствующим реальности, то нет никакого смысла искать в таком решении некие положительные стороны – макияж не сделает из крокодила мисс Вселенную, равно как и готовящийся указ о поддержке предпринимателей-экспортеров не решит проблему складских запасов.

А потому высказанные в своем большинстве правильные и конструктивные аргументы, предложения и выводы не оказывают в итоге действенного влияния на принимаемые решения, а зачастую и вовсе остаются незамеченными со стороны властей. Также представляется проблемой и однобокость предложений бизнес-сообществ.

Как сообщает БелаПАН, бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) после тщательного анализа подготовил очередной пакет таких предложений, которые представлены в виде списка существующих в белорусской экономике фактов, негативно влияющих на экспорт, и в частности на низкую ценовую конкурентноспособность белорусских товаров.

Факты

Так, по оценкам экспертов, на большинстве промышленных предприятий излишняя численность работников достигает 30%, на оплату которых расходуется примерно 10-15% вновь созданной (добавленной) стоимости предприятий (10-15% ВВП).

Чрезмерной остается налоговая и социальная нагрузка для предприятий, отчисления в фонд социального страхования. На коммерческие организации возлагается обязанность по обеспечению занятости населения, в том числе по трудоустройству бомжей и других категорий граждан, уклоняющихся от трудовой деятельности.

На удорожание экспортной продукции влияет система закупок через гособъединение "Белресурсы". Причем, предприятия, как правило, сами занимаются поиском поставщиков сырья и других товарно-материальных ценностей, а через это объединение идет только оформление сделок. Так, одно из предприятий союза в 2008 году закупило для производства через "Белресурсы" металл на 3,8 млрд. рублей. За это объединению было уплачено 26,6 млн. рублей, что привело к удорожанию продукции на 0,7%.

Дорого (в 2-2,5 млн. рублей) обходятся предприятиям процедуры согласования технических условий и экспертизы на новые виды пищевой продукции. Например, регистрация в БелГИСС - 441,1 тыс. рублей, в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии - 450 тыс. рублей, испытание в Центре экспертизы и испытаний в здравоохранении - 830 тыс. рублей, сертификация - 630 тыс. рублей. При этом процедуры длятся в течение 5-6 месяцев.

Необоснованно высоки ставки таможенных сборов и тарифов на услуги, которые оказывают таможенные агенты в пунктах ввоза, отмечают эксперты БСПН, ссылаясь на мнение входящих в союз предприятий. В итоге, строго регламентируя ценообразование в коммерческих организациях, Минэкономики как регулятор самоустранилось от контроля за ценами государственных организаций (таких как "Белтаможсервис" и других монополистов).

Одной из основных проблем у экспортеров является подтверждение и возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при поставках продукции в Россию. Нынешний порядок, когда белорусские производители и поставщики продукции в Россию несут ответственность за уплату налога российскими покупателями, эксперты считают несправедливым и неоправданным. В этой связи, БСПН предлагает упростить порядок подтверждения вывоза товаров в Россию: отменить необходимость начисления белорусскими экспортерами НДС в размере 18% и использовать нулевую ставку.

Безусловно, все упомянутые факты действительно приводят у удорожанию белорусским товаров. Но, следует отметить, что лишь в случае с НДС БСПН осмелилось озвучить, что надо сделать, причем, не уточнив каким образом. Все остальные примеры негативы ограничиваются лишь констатацией факта – что делать, мол, власти должны догадаться сами.

Однобокость

Однако, в целом данный перечень фактов, отражает лишь один аспект проблемы экспорта белорусских товаров. В предложениях БСПН ничего не говорится о такой проблеме, как отсутствие спроса на подобную продукцию – независимо от страны-производителя – на традиционных для белорусских предприятий рынках. Нет никакой критики или хотя бы даже намека на критику качества производимых в Беларуси товаров наряду с указанием на острую необходимость технического перевооружения и в большинстве случаев отказа от попыток изобрести свой белорусский велосипед.

«Выводы и предложения» БСПН сводятся лишь к одному – к высокой цене белорусских товаров. В итоге г-н Семашко, и не только он, использует эту однобокость БСПН в своих целях. Говоря в очередной раз о поставленной в масштабах страны задаче по снижению уровня складских запасов, предположим, все тот же Семашко или иные члены правительства, будут смело утверждать, что белорусские товары сегодня можно продать: проблема ведь не в спросе или качестве, а всего лишь в цене, которую можно слегка понизить. В итоге появится очередное, ничего не решающее, но предусматривающее новую порцию персональной ответственности директората чудо-постановление правительства, причем со ссылкой на мнение бизнес-сообществ.



<Август 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Сентябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Экономика