Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты в условиях глобального кризиса безусловно не лучшим образом сказалось на результатах работы основного «достижения» белорусской экономики – нефтяного оффшора, существующего за счет поставок российской нефти по льготным ценам. Нефтянка перестала быть той дойной коровой, пополняющей золотовалютные резервы за счет существенной разницы между входной ценой на нефть и экспортными ценами на нефтепродукты и бюджет страны за счет высоких экспортных пошлин, что рано или поздно должно было вызвать недовольство А.Лукашенко.
"Анализ складывающейся ситуации в нефтехимическом комплексе, несмотря на достигнутую стабильность, показывает, что необходимо искать более действенные варианты экономических условий поставок в страну нефти и реализации нефтепродуктов с главной целью - повысить эффективность работы нефтехимической отрасли. Получить выигрыш в бюджетной и валютной сферах, на потребительском рынке", - озвучил свои требования Лукашенко на совещании по вопросам нефтепереработки.
Как сообщают официальные источники, на совещание приглашены представители российских компаний Лукойл, Газпромнефть, Транснефть, ТНК- BP. И хотя Лукашенко не преминул упомянуть об успехах развития нефтедобычи в Иране и Вененсуэле, он признал, что "основной нефтяной поток к нам поступает из России» в объеме 21,5 млн т., чего «достаточно для полной загрузки производственной мощности наших заводов».
При этом он предупредил российских поставщиков, что время для просьб о субсидиях и требований по увеличению доходности закончилось.
"Каждый из вас должен сказать, чего он сюда пришел. Ведь это была ваша инициатива. Если вы думаете просить о каких-то субсидиях, увеличении доходов своих компаний, то это не ко мне. Я не хочу заниматься бухгалтерией. Я хочу решать принципиальные вопросы", - заявил Лукашенко.
«Главным для нас сегодня надо определить наиболее выгодные как бизнесменам, так и государству меры улучшения сотрудничества, снять малейшие препятствия и барьеры на пути, добиться максимального эффекта в совместной деятельности», - сказал он, вовсе не случайно напомнив о создании Белорусской нефтяной компании.
При этом по его словам, повышение эффективности должно решаться не за счет повышения цен на топливо на внутреннем рынке, а за счет снижения затрат.
«Задача состоит в том, чтобы… добиться снижения материальных, трудовых и финансовых издержек, не допустить ни малейших перебоев, а тем более удорожания горюче- смазочных материалов на внутреннем рынке», - потребовал Лукашенко.
Нефть поступает в Беларусь трубопроводным транспортом (18 млн. тонн в год) и более дорогим железнодорожным (3,5 млн. т)
"Здесь существует явный резерв для повышения эффективности за счет снижения транспортных расходов. Решать эту проблему можно не только путем увеличения доли поставок нефтепроводами, но и используя железнодорожный транспорт для перевозки большего количества высококачественной нефти: легкой - для ОАО "Нафтан", и малосернистой - для Мозырского НПЗ», - озвучил один из возможных вариантов А.Лукашенко.
Впрочем, иных вариантов, принимая весьма сложные финансовые схемы поставок и переработки нефти в Беларуси (раздел прибыли, спонсорские и иные обязательства), не так уж и много.
"Практика показывает, что начиная от поставки сырья и до реализации готовой продукции еще далеко не все резервы экономии средств у нас задействованы", - отделался дежурной фразой Лукашенко.
В этой связи может оказаться, что вовсе не ради красного словца Лукашенко расхваливал белорусские НПЗ.
"Мы реализовали ряд финансово-емких мероприятий, направили в нее сотни миллионов долларов", - сказал Лукашенко, уточнив, что только в 2008 году два завода инвестировали около полтриллиона белорусских рублей чистой прибыли.
"Эти капиталовложения дают отдачу. Благодаря проводимой модернизации предприятий, увеличена глубина переработки нефти, качество нефтепродуктов доведено до высоких международных стандартов. Словом, наши НПЗ на постсоветском пространстве вне конкуренции", - заявил Лукашенко.
Неужели созрел для продажи и набивает цену?