Туркмения в четверг активизировала контакты с Западом по поводу диверсификации экспортных газовых маршрутов, что может ослабить позиции России в этой богатой газом центральноазиатской стране.
Отношения между Туркменией и Россией, покупающей практически весь туркменский газ, осложнились после взрыва на магистральном трубопроводе 9 апреля. Ашхабад обвинил Газпром в аварии, из-за которой прекращены поставки газа в Россию.
На этом фоне президент Туркмении Курбанкули Бердымухамедов на открывшейся в четверг в Ашхабаде международной конференции по энергетической безопасности вновь заговорил о более тесном сотрудничестве с Западом.
"Туркменистану необходима создание новой системы связи с Европой", - сказал он, обращаясь к сидевшим в зале высокопоставленным представителям США и ЕС, руководителям энергетических компаний, делегатам из России и сотрудникам международных организаций.
"В нынешних условиях диверсификация энергопотоков, включение в географию маршрутов новых стран и регионов способны придать необходимую устойчивость глобальной экономике".
После прихода к власти в 2007 году Бердымухамедов пообещал стимулы иностранным инвесторам и диверсификацию экспорта газа. Туркмения уже строит трубопровод в Китай, рассчитывая завершить проект к концу года. Однако крупных сделок с западными компаниями у страны до сих пор не было.
ЕС активно продвигает идею строительства газопровода "Набукко", который связал бы богатую газом Центральную Азию и Каспийский регион с потребителями в Европе, зависящих от поставок Газпрома.
На конференции присутствуют курирующий энергетический комплекс вице-премьер РФ Игорь Сечин, заместитель госсекретаря США Джордж Крол, генеральный секретарь ОБСЕ и заместитель генсека ООН.
"Мы должны обеспечить, чтобы не было нарушений в доступе к энергононосителям... Нам нужно снизить порог неопределенностей в вопросе энергопоставок", - сказал заместитель генерального секретаря ООН Ша Зуканг.
Проект "Набукко" также был в центре дискуссий в Ашхабаде, однако аналитики предрекают ему неудачу, если ЕС не продемонстрирует решимость в его продвижении и не предоставит твердых гарантий закупок газа.
"Туркменистан важная страна в энергетическом секторе. Мы уже получаем электроэнергию (из Туркмении). И есть шанс того, что Туркменистан может присоединиться к международным проектам", - сказал министр энергетики Турции Хельми Гюлер.
Участники конференции провели встречи за закрытыми дверьми и были скупы на комментарии. Сечин, в частности, призвал не драматизировать последствия аварии на газопроводе для отношений РФ и Туркмении.
"Никакие аварии на конкретных объектах никогда не приведут к аварии в отношениях с Туркменистаном. Все будет нормально", - сказал Сечин.
Туркмения говорит, что взрыв на газопроводе произошел из-за того, что Газпром без предупреждения сократил отбор газа. Газпром не комментировал эти обвинения.
В последние месяцы Газпром вынужден значительно сокращать добычу, реагируя на снижение спроса из-за мирового финансового кризиса. В марте падение добычи достигло почти 25 процентов.
Туркмения добывает ежегодно около 75 миллиардов кубометров газа и до 50 миллиардов продает Газпрому. Планируемая пропускная способность трубопровода из Туркмении в Китай - до 40 миллиардов кубометров в год.