Международное рейтинговое агентство Fitch считает, что значительные инвестиции и реформа газотранспортной системы Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" в рамках соглашения между Евросоюзом и Украиной в лучшем случае может иметь нейтральное воздействие на кредитоспособность компании, а может ее даже ухудшить.
Как отмечается в сообщении агентства, предлагаемые изменения могут повысить прозрачность, эффективность и стабильность транзитных операций "Нафтогаза", однако после увеличения капитальных вложений может существенно возрасти консолидированный левередж (отношение капитала компании к заемным средствам), и сохранятся основные проблемы по кредитоспособности, такие как разрыв между стоимостью газа и тарифами в стране.
В понедельник Еврокомиссия Украина, Европейский инвестиционный банк, ЕБРР и Всемирный банк объявили о возможности многостороннего финансирования модернизации инфраструктуры украинской газотранспортной системы, которая находится в собственности "Укртрансгаза" и эксплуатируется этой компанией (100-процентной дочерней компанией "Нафтогаза"). Еврокомиссия и международные финансовые организации не дали обещаний по финансированию программы капитальных вложений, которую Украина оценивает в 5,55 миллиарда долларов, но заявили о намерении рассмотреть такое финансирование после юридической и финансовой экспертизы предлагаемых проектов капвложений "Нафтогаза". Россию, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации ГТС, фактически исключили из обсуждения вопроса.
"Наиболее важным является тот момент, что условием какого-либо финансирования в будущем может стать следование "Нафтогаза" газовой директиве ЕС от 2003 года, согласно которой газотранспортные компании должны иметь прозрачные газовые системы с открытым доступом и справедливым ценообразованием, отделенные с функциональной и правовой точек зрения от собственников сетей", - отмечается в сообщении.
В нем говорится, что газотранспортная система с открытым доступом и работающая на основе недискриминационных условий и ценообразования значительно увеличила бы прозрачность "Нафтогаза", который получил почти половину выручки за 2007 года от транзита газа.
"Однако, в зависимости от структуры потенциального кредитования со стороны международных финансовых организаций, влияния на левередж "Нафтогаза" может быть настолько значительным, что, возможно, станет противовесом каким-либо положительным моментам от реформы газотранспортной системы с ухудшением кредитоспособности компании", - отмечается в сообщении агентства.
Директива ЕС от 2003 года не требует разделения собственности, и Fitch ожидает, что при разделении в функциональном и правовом плане "Укртрансгаз" останется полностью консолидированной структурой. При новых капвложениях в размере 5,55 миллиарда долларов, финансируемых за счет заимствований, общий долг "Нафтогаза" вырос бы более чем в четыре раза относительно уровня конца 2007 года, существенно повысив левередж компании. Более того, не ожидается, что основные проблемы кредитоспособности, такие как неадекватные внутренние тарифы на газ и просрочки платежей со стороны муниципальных потребителей, будут разрешены за счет улучшения работы газотранспортной системы.
Fitch не прогнозирует какого-либо влияния на кредитоспособность со стороны возможных инвестиций и реорганизации "Укртрансгаза" до 2011 года. Какие-либо конкретные изменения будут зависеть от принятия и реализации нового газового законодательства Украины, а президентские выборы 2010 года, вероятно, замедлят этот процесс.
"Более того, ОАО "Газпром" и российский премьер Владимир Путин выразили недовольство тем, что рамочное соглашение между ЕК и Украиной не предусматривает участия России. Это дает основания предполагать, что в будущем потребуются определенные переговоры с российскими партнерами, что будет препятствовать быстрой реализации инвестиционной программы и реформ в "Укртрансгазе", - отмечается в сообщении.