Не получив доступа к сбыту газа на Украине, Россия заинтересовалась возможностью финансировать местные газопроводы. А продолжать финансово поддерживать российских нефтяников правительство РФ не собирается: "справедливая цена" нефти для них - $70-75 за баррель, и как только она сдвинется с нынешних $50, бизнесмены смогут самостоятельно наращивать добычу и инвестиции.
Об этом сказал журналистам вечером в пятницу министр энергетики РФ Сергей Шматко.
"Мы были готовы предоставить им (Украине) глубокие авансы в декабре- январе… Мы готовы и дальше это делать, оказывать финансовую поддержку программам модернизации газотранспортной системы", - сказал Шматко в интервью группе иностранных журналистов.
По мнению министра, это будет способствовать надежности поставок газа через Украину в Европу, которая этой зимой из-за срыва транзита осталась без топлива.
Однако в модернизации украинской газотранспортной системы должны принимать участие все вовлеченные в процесс стороны - и Украина, и Россия, и ЕС, подчеркнул Шматко.
"В этой ситуации, наверное, было бы правильно все-таки... и России, и Украине, и Евросоюзу садиться за стол и обсуждать проблему", - сказал он.
"СКАЖИТЕ, КОМУ НУЖЕН ГАЗ, - МЫ ЕГО СРАЗУ ПОСТАВИМ"
Сегодня Киев на инвестиционной конференции в Брюсселе собирается предложить европейским странам - ключевым потребителям российского газа - принять участие в масштабной реконструкции украинской газотранспортной системы, через которую Европа получает 20 процентов, а РФ перекачивает 80 процентов этого топлива.
По данным СМИ, Украина попросит $4,6 миллиарда.
Москва не определилась с размером встречного предложения о софинансировании.
"Про объемы (финансирования) сложно говорить сейчас. Я слышал разные оценки. Мы же пока не получили баланса топлива газотранспортной системы. Что там творится, мы до конца не понимаем", - сказал Шматко.
Москва давно стремится контролировать экспортный маршрут через Украину, однако Киев запретил участие частных и иностранных структур в управлении своей транспортной системой. Ранее власти Украины пообещали дать Газпрому доступ к сбыту газа в стране, но этот проект пока остался на бумаге.
По словам Шматко, Москва готова выделить деньги на украинские газопроводы для того, чтобы упрочить гарантии поставок газа в Европу и на саму Украину.
Но в надежности поставок в нынешней системе Шматко тоже не сомневается.
"Пока не вижу вообще даже сигналов, что подобное (перебои в поставках) может повториться. Они же платят. Вопросов нет. ... Если ... эта озабоченность существует, и России, и Украине, и Евросоюзу (надо) садиться за стол и обсуждать проблему", - сказал министр.
Ранее государственный украинский Нафтогаз предупреждал о возможных затруднениях с оплатой газа, а президент Украины говорил, что опасается за финансовое состояние компании, которая может уйти в залог по долгам. Грозил возможным отключением газа в случае неоплаты и российский премьер Владимир Путин.
На днях бывший посредник в российско-украинских поставках - компания Росукрэнерго, ныне практически исключенная из схемы, заявила, что из-за финансовых сложностей Украина близка к новому газовому конфликту с РФ.
Шматко же говорит, что решать нужно проблемы самой Росукрэнерго, которая недопоставляет газ в Польшу.
"Росукрэнерго не в состоянии сегодня в силу разных причин выполнить свои обязательства. ... Насколько я понимаю, Газпром готов подхватить этот объем и полностью его возместить. Необходимо внести изменения в межправительственное соглашение, которое было заключено. ... Оно подготовлено, согласовано, и будет в ближайшее время", - сказал он.
"Сегодня, в условиях, когда идет резкое соглашение объемов потребления газа… скажите, кому нужен газ, - мы его сразу поставим", - добавил министр.
Польша - последняя из стран Европы, где газоснабжение так и не восстановилось после январской "газовой войны" между РФ и Украиной, в результате которого поставки топлива в Европу были прекращены.
НЕ ОСТАВИМ КИТАЙ БЕЗ НЕФТИ
Кризис подкосил инвестиционные планы российских нефтяников и похоронил надежды на рост добычи в ближайшее время, но страна связана долгосрочными контрактами о поставках с Китаем.
До 2010 года РФ должна поставить китайской CNPC 48,4 миллиона тонн нефти по железной дороге. Затем начнет действовать соглашение о поставках через трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан, через который должно проходить по 15 миллионов тонн нефти в течение 20 лет. Под эти поставки государственные Роснефть и Транснефть получили от Китая кредиты на $15 миллиардов и на $10 миллиардов, соответственно.
На прошлой неделе Минприроды сообщило, что инвестиции компаний в добычу в Восточной Сибири, от которой зависит наполнение трубы ВСТО, значительно отстают от предусмотренных уровней. Запуск одного из крупнейших ресурсов - Ванкорского месторождения Роснефти - был отложен на полгода еще до кризиса, как объясняла компания, "из-за расширения проекта".
Шматко сказал, что тем не менее проблем с заполнением нефтью ВСТО не видит:
"Откуда нефть? Кто сказал, что Ванкор не будет запущен? Мы вопроса в такой конструкции даже не обсуждаем. Мы точно знаем, что там есть нефть, мы знаем, сколько этой нефти, мы знаем, что нужно сделать или доделать для того, чтобы окончательно запустить и месторождение, и создать необходимую транспортную инфраструктуру для того, чтобы это все функционировало".
Министр добавил, что межправсоглашение с Китаем о кредите и поставках нефти может быть заключено в течение месяца.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО-РОССИЙСКИ
Эпоха масштабных налоговых льгот для борющейся за добычу нефтянки закончилась, напомнил Шматко. В общей сложности, с учетом девальвации рубля, отрасль получила порядка 500 миллиардов рублей.
"Нам удалось достичь главного: мерами по налоговому стимулированию нам удалось переломить у нефтяников ощущение некой несправедливости и нацеленности на такой пессимизм…", - сказал Шматко.
Он добавил, что еще могут быть приняты льготы для стимулирования средних и малых компаний при разработке скважин с низкой производительностью - "чтобы они, как санитары леса, выбирали то, что остается у больших компаний".
Для остальных, по мнению министра, все не так плохо.
"Сейчас цена пошла к $50 (за баррель), и у компаний в глазах появился блеск. Если она еще выше будет, я уверен, что они будут наращивать добычу", - сказал Шматко.
Чиновники, по словам министра, высчитали "справедливую" цену на нефть для компаний РФ - это $70-75 за баррель.
"Мы исходили из того, что для сохранения того уровня стимулов инвестиционной активности, которая была четыре или три года назад, и готовности компаний инвестировать деньги... (цена на нефть должна быть) $70-75, как мы считаем. Это справедливая цена", - сказал Шматко.
Комментируя слухи о возможном слиянии Роснефти и Сургутнефтегаза, министр назвал такой союз нецелесообразным.
"На волне падающего рынка, на волне экономического кризиса, есть ли смысл принимать серьезное решение о консолидации? Если бы рынок рост, тогда я понимаю эффект. Я читал в газетах, но не могу разделить этих вещей, потому что для меня с точки зрения управленческих вещей необходимости (в слиянии) нет,... а с точки зрения экономики я тоже сомневаюсь", - сказал Шматко.
Он также повторил, что Россия не собирается вступать в ОПЕК в ближайшие годы, хотя "проводит работу" по координации с картелем.
"Мы почувствовали высказанную многими странами заинтересованность в развитии именно двусторонних отношений Россия - ОПЕК", - сказал министр.