Последнее обновление: 20.04.2024 13:13

Казахстан хочет контролировать экспорт нефти с Кашагана и Тенгиза

Власти Казахстана хотят получить контроль в Казахстанской каспийской трубопроводной системе (ККТС), которая создана для доставки нефти с месторождений Тенгиз и Кашаган в трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан, сказал министр энергетики Сауат Мынбаев.

ККТС собирается строить нефтепровод Ескене-Курык в Казахстане протяженностью порядка 750 километров, затем нефть будет доставляться танкерами до Баку и далее - в Турцию по нефтепроводу.

Предполагается, что основными поставщиками сырья для этого маршрута станут консорциумы, разрабатывающие месторождения Кашаган, добыча на котором начнется в конце 2012 года, и Тенгиз, добычу на котором предполагается увеличить в 2009 году до 24 миллионов тонн с 18 миллионов.

Летом 2008 года корпорация Chevron и Казмунайгаз договорились о строительстве части ККТС - нефтепровод Ескине-Курык .

"Мы... интенсивно переговариваемся, но у нас есть разногласия", - сказал Мынбаев во вторник журналистам.

"(Разногласия) с консорциумом и с Chevron, там же они единым фронтом сейчас выступают... как заинтересованные лица в построении", - добавил он.

Министр сказал, что основной спорный вопрос, который обсуждают власти и компании-участники проектов - "контроль над трубой".

"Мы не собираемся уступать контроль над трубой, вот и все, если грубо говорить... Я имею ввиду не трубу (Ескекне-Курык), а весь маршрут", - сказал министр энергетики.

На первом этапе предполагается, что пропускная способность трубы протяженностью порядка 750 километров составит 23 миллиона тонн в год с возможностью дальнейшего поэтапного расширения до 35 и 56 миллионов тонн в год.

По предварительным расчетам правительства, затраты на строительство трубопровода Ескене-Курык, который, как предполагается, создаст альтернативу КТК, а также нефтеналивного терминала в порту Курык и продолжение системы до порта Актау составят порядка $3 миллиардов.

"В момент ввода трубы в действие мы должны там по заранее обговоренной цене просто вступить в право владения 51 процентом. Это должно быть абсолютно безусловно", - сказал Мынбаев.

"Консорциум в принципе не сильно возражает против такого пути, однако есть же много технических способов, каким образом обеспечить, имея меньшую... долю, тем не менее попытаться обеспечить контроль. Мы этого позволить не должны", - добавил он.

В настоящее время ТЭО проекта разрабатывает Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) и Казмунайгаз.

Текущая мощность БТД позволяет экспортировать по нему на Средиземное море 1,0 миллион баррелей нефти в сутки, но к 2013 году может быть расширена до 1,6 миллиона баррелей в сутки.

Акционерами проекта являются компании, входящие в BTC Co: BP (30,1 процента, оператор), ГНКАР (25 процентов), Chevron (8,9 процента), Statoil (8,71 процента), TPAO (6,53 процента), Itochu (3,4 процента), Hess (2,36 процента), ENI (5 процентов), ConocoPhillips (2,5 процента), Inpex (2,5 процента), Total (5 процентов).

При этом ENI, ConocoPhillips, Inpex и Total участвуют в контракте на разработку месторождения Кашаган, а Chevron принадлежит 50 процентов в проекте разработки Тенгизского месторождения.



<Февраль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Март 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Энергетика