Туркмения в воскресенье проголосовала на выборах президента, впервые проводившихся на альтернативной основе, но оставивших ничтожные шансы соперникам главного кандидата - и.о. главы государства Курбанкули Бердымухамедова.
Европейский парламентарий, наблюдавший за ходом голосования, сказал, что оно не было ни честным, ни свободным, но назвал шагом вперед попытку руководства находившейся за железным занавесом страны продемонстрировать подобие демократической процедуры.
Туркменский диктатор, пожизненный президент Сапармурад Ниязов умер в декабре 2006 года после 21 года правления.
Кандидатами на выборах, кроме Бердымухамедова, были зарегистрированы еще пять чиновников, все - от единственной в страны легальной политической организации, Демократической партии.
Международные правозащитные организации назвали нынешнее голосование симуляцией, нацеленной на формирование "новой диктатуры" в богатой природным газом стране.
Выборы закончились традиционной для Туркмении высокой явкой избирателей: почти 99 процентов, по сообщению властей.
Правда, они "вряд ли могут быть названы выборами", сказал Рейтер депутат парламента Португалии Жоао Соареш, побывавший на избирательных участках в сопровождении представителей туркменского МИДа.
"Однако...тот факт, что они (власти) по крайней мере попытались сделать что-то, что напоминает свободные выборы - уже шаг вперед", - добавил он.
Соареш был в Ашхабаде в составе четырех представителей Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, подчеркнувших, что прибыли для улучшения связей с Туркменией и их роль не заключается в официальном мониторинге голосования.
США, Европа и Китай внимательно следят за ходом туркменского политического процесса с момента кончины Ниязова, заинтересованные в том, чтобы туркменское "голубое топливо" шло на экспорт по новым маршрутам, а не трубопроводам советских времен, принадлежащим российскому Газпрому, который покупает туркменский газ по низким ценам.
Запад надеется увидеть признаки перемен.
"Для меня наиболее волнующий факт тот, что мы не говорим о революции, мы говорим об эволюции", - сказал один из иностранных дипломатов в Ашхабаде, превращенном Ниязовым из пыльного города в пустыне в беломраморную столицу-витрину "Нейтрального Туркменистана", с мраморными дворцами, фонтанами и золотыми статуями почившего вождя.
Бывший в годы СССР высокопоставленным партаппаратчиком, Ниязов добился почти полной изоляции обретшей независимость страны от остального мира. Он воздвиг себе золотую статую в столице, отменил балет, запретил золотые зубы, закрыл провинциальные больницы и совершил множество других вызывавших изумление за рубежом поступков.
Несмотря на то, что технически возможен второй тур выборов, на среду уже намечена официальная инаугурация нового главы государства.
Центризбирком обещает сообщить результаты голосования во вторник.
В ходе избирательной кампании и.о. президента пообещал пересмотреть некоторые наиболее непопулярные решения Ниязова: учащимся вернуть полноценное образование, пожилым - повысить пенсии, а всему народу открыть доступ в интернет. Соперниками Бердымухамедова являются несколько малоизвестных чиновников.
"А кто обещал пенсии, за того и проголосую", - сказала на одном из избирательных участков Ашхабада, русская женщина 50 лет.
Голосование проходит в праздничной обстановке: играют военные духовые оркестры, исполняются национальные танцы. Впервые голосующим избирателям, 18-летним, дарят цветы и томик стихов Ниязова.
Избиратели бросали в прозрачные урны для голосования несложенные бюллетени, в большинстве с пометкой, означающей голосование за Бердымухамедова.
Дипломаты и туркменская оппозиция в изгнании говорят, что 49-летний Бердымухамедов вынырнул на свет благодаря поддержке со стороны влиятельных фигур в вооруженных силах и спецслужбах.
Многие из его бывших министров сейчас в тюрьме или эмиграции, часть из них ведут оппозиционную деятельность и лишены возможности принять участие в президентских выборах как на родине, куда им запрещен въезд, так и на участках в посольствах за границей. Правозащитники говорят, что в Туркмении значительное число политических заключенных.
Ашхабад пригласил на нынешнее голосование наблюдателей от ОБСЕ, которая не признала честными ни одни предыдущие выборы в Туркмении. Однако ОБСЕ отказалась от официального мониторинга, мотивировав дефицитом времени на подготовку.