Последнее обновление: 11.05.2024 11:15

Эксперт: Повышение цены на газ до $200 увеличит расходы бюджетных организаций до Br1,3 трлн.

При повышении цен на природный газ на границе Беларуси до 200 долларов США за тысячу кубических метров прирост расходов по оплате потребленных энергоносителей бюджетными организациями составил бы 1,293 трлн. рублей, а их удельный вес в общих расходах бюджета достиг бы 5,2%. Дефицит бюджета при этом вырос бы до 3,3% ВВП. Об этом 29 июня в Минске на семинаре "Последствия роста цен на энергоносители для экономического роста и конкурентоспособности в Беларуси и некоторых странах СНГ" заявил кандидат экономических наук, эксперт научно-исследовательского центра Мизеса Валерий Дашкевич.

При этом эксперт подчеркнул, что 200 долларов цена на газ не достигнет. "Россия прекрасно понимает, что белорусская экономика этого просто не выдержит. России не с руки иметь рядом разоренную страну, тем более политически лояльную, в отличие от той же Украины", - сказал В.Дашкевич. Он также отметил, что апелляции Беларуси к строительству Союзного государства не имеют особого смысла, так как "этот экономический союз давно стал обременителен для России", особенно учитывая, что в глазах мирового сообщества "Россия осталась единственным покровителем нынешней Беларуси".

В.Дашкевич склоняется к мысли, что, скорее всего, Беларусь в 2007 году ждет цена "примерно 100 долларов за тысячу кубометров". "Это сопоставимо с Литвой, Арменией… Хотя о 200 долларах будут постоянно говорить до конца декабря этого года", - считает эксперт.

"Если бы цены на газ были подняты с 1 января 2006 года до 100 долларов за тысячу кубометров, то прирост расходов бюджета по оплате потребленных энергоресурсов бюджетными учреждениями составил бы 354,4 млрд. рублей", - отметил эксперт.

В.Дашкевич видит четыре варианта развития событий после повышения цен на газ в бюджетной системе и экономике в целом. Согласно первому варианту правительство не идет на увеличение дефицита бюджета, и Министерство финансов сокращает финансирование других расходных статей бюджета. Это может быть сокращение закупок товаров и услуг в бюджетных отраслях, прежде всего оборудования для системы образования, здравоохранения и т. п., а также снижение темпов роста оплаты труда в бюджетной сфере и уменьшение капитальных расходов. Этот вариант ведет к определенной потере политического имиджа власти, провозгласившей социальный образ белорусской экономики.

По второму варианту правительство идет на увеличение дефицита бюджета за счет привлечения российских правительственных кредитов и размещения дополнительных объемов своих ценных бумаг на внутреннем и внешнем фондовом рынке. Но, учитывая отсутствие странового кредитного рейтинга, цена размещения этих ценных бумаг будет невыгодной. "У белорусского руководства остается также продажа "фамильного серебра", то есть правительство идет на разгосударствление и продажу иностранному капиталу, так как национальный не сформировался по известным причинам, наиболее привлекательных белорусских предприятий", - сказал В.Дашкевич.

Кроме того, возможна комбинация из трех предыдущих вариантов, то есть частичное сокращение бюджетных расходов, некоторое увеличение внешних заимствований и продажа пакетов акций отдельных белорусских предприятий. "Какой вариант выберет правительство, будет зависеть от конкретной цены на газ", - заключил эксперт.



<Май 2006
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Июнь 2006>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Экономика