Падение ВВП Беларуси в 2020 году составит 5% из-за усиления рецессии и снижения внутреннего и внешнего спроса, вызванных пандемией коронавируса.
Об этом говорится в отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который был опубликован сегодня.
По сравнению с ноябрем ЕБРР ухудшил свой прогноз роста ВВП Беларуси на 6,3 процентных пункта. Банк, ожидает, что экономика страны сможет возобновить рост до 3,5% в 2021 году.
Согласно отчету «Региональные экономические перспективы» ЕБРР, падение промышленного производства в стране было вызвано в начале текущего года отсутствием нефтегазовых договоренностей с Россией. Это привело к сбоям в работе нефтеперерабатывающих мощностей в Беларуси.
В отчете также отмечается, что падение цен на нефть и рецессия в России, из которой импортируется 56% товаров и на которую приходится 41% белорусского экспорта, повлияют на негативный текущий макроэкономический прогноз в Беларуси. Ожидается, что растущая неопределённость окажет влияние на внутреннюю торговлю.
ВВП стран региона деятельности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) может сократиться в этом году в среднем на 3,5% из-за влияния коронавируса, однако в 2021 г. возможен рост 4,8%. При этом на эти прогнозы может повлиять «беспрецедентная неопределенность».
Главный Экономист ЕБРР Беата Яворчик говорит, что в то время, когда мир выходит из состояния кризиса, очень важно говорить о формате будущего сотрудничества и об устойчивости экономики.
«Кризис больно «ударил» по нам и выходить из этого состояния будет сложно. Не время заниматься экономическим национализмом и протекционизмом, напротив, следует думать о будущем, договариваясь, о свободной торговле, об ограничении факторов, влияющих на изменение климата, и об экономическом сотрудничестве», говорит она.
Основной сценарий, который рассматривает ЕБРР, предполагает постепенное ослабление мер по сдерживанию вируса на внутригосударственном уровне и возврат к нормальности во второй половине года.
Также сценарий предусматривает умеренное влияние кризиса на долгосрочную траекторию ВВП с восстановлением роста к концу третьего квартала, но с потенциально значительными долгосрочными экономическими, политическими и социальными последствиями.
«Если социальное дистанцирование будет поддерживаться дольше, чем предполагалось, рецессия может быть намного глубже, и понадобятся годы, чтобы снова выйти на показатели ВВП на душу населения 2019 г.”, говорится в отчете.
Меры по сдерживанию коронавируса в регионах ЕБРР негативно повлияли на внутренний спрос и предложение. Внешние шоки включают в себя резкое падение цен на товарно-сырьевую продукцию, которое ударило по ее экспортерам, нарушение глобальных цепочек поставок, кризис туристической отрасли и сокращение объема денежных переводов.
ЕБРР инвестирует в странах с развивающейся экономикой от Центральной и Восточной Европы до Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Падение ВВП ожидается в этом году практически во всех странах ЕБРР, за исключением лишь нескольких, в том числе Туркменистана и Узбекистана в Центральной Азии, а также Египта.
В среднем ВВП стран Центральной Азии, на экономику которых негативно повлияло падение цен на товарно-сырьевую продукцию и объема денежных переводов, сократится в этом году на 1,2%, однако в 2021 г. в них ожидается рост 5,8%.
Казахстан и Узбекистан используют накопленные ресурсы для значительного стимулирования своих экономик. В то же время менее мощным странам – таким, как Кыргызская Республика, Монголия и Таджикистан – приходится тяжелее из-за чрезвычайно ограниченных бюджетных возможностей и значительного размера долга.
В странах Центральной Европы и Балтии (ЦЕБ) введены строгие меры по сдерживанию вируса, включающие в себя массовое закрытие бизнеса и школ. Нарушение цепочек поставок привело к остановке производства, в том числе в автомобильной промышленности, на которую приходится почти половина промышленного производства в Словакии. Слабый внешний спрос, скорее всего, дополнительно замедлит восстановление. Ожидается, что ВВП в этом регионе снизится в 2020 г. на 4,3%, однако в 2021 г. это падение сменится мощным ростом на 4,5%.
В отчете отмечается, что Польша, которая является самой крупной экономикой в регионе ЦЕБ, оказалась особо устойчивой во время глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., однако пандемия коронавируса повлияет на местный бизнес и уровень трудоустройства намного серьезнее, учитывая глубокую интеграцию этой страны в глобальные цепочки поставок и значительную зависимость от торговли, особенно со странами Европейского Союза (ЕС). Экономика Польши может сократиться на 3,5% в 2020 г. с дальнейшим ростом на 4,0% в 2021 г.
В отчете указывается, что вызванный коронавирусом кризис, скорее всего, очень сильно повлияет на страны Восточной Европы и Кавказа из-за ухудшения ситуации на глобальных финансовых рынках, значительного давления на местные валютные рынки и сокращения внешнего спроса на экспорт.
Падение цен на товарно-сырьевую продукцию создало дополнительную нагрузку на страныэкспортеры углеводородов и металлов – Азербайджан, Украину и Армению. Снижение объема денежных переводов негативно повлияло на располагаемые доходы домохозяйств, особенно в таких странах, как Молдова, Армения, Украина и Грузия. Для экономики Грузии значительным ударом также станет потеря доходов от туризма.
На экономике Украины негативно отразилось сокращение внешнего спроса вкупе с падением внутреннего спроса в результате принятых для охраны здоровья населения мер реагирования на вирус. Ожидается, что эти негативные изменения будут иметь дальнейшие последствия для производства и многих сегментов сектора услуг. Согласно прогнозу, ВВП страны сократится на 4,5% в 2020 г. с дальнейшим ростом на 5,0% в 2021 г.
Россия вынуждена справляться сразу с двумя шоками - пандемией коронавируса и крахом соглашения об ограничении добычи нефти. Оба эти шока привели к значительному падению цен на нефть и резкому снижению экономической активности.
Учитывая, что экономика России все еще зависит от нефтяного дохода, падение цен на нефть имело для нее значительные последствия, особенно в контексте необходимости фискального стимулирования для смягчения влияния пандемии. Ожидается, что в 2020 г. ВВП России сократится на 4,5% с дальнейшим отскоком на 4,0% в 2021 г.
Коронавирусный кризис также существенно повлияет на страны ЕС в Юго-Восточной Европе, для которых основным негативным фактором станет потеря доходов от туризма. Это в первую очередь касается Кипра, Греции и Болгарии.
В регионе Западных Балкан на Боснию и Герцеговину, Северную Македонию и Сербию повлияет разрыв глобальных цепочек поставок, учитывая развитое в этих странах производство. Албания и Черногория пострадают от прекращения туризма, тогда как в Косово и до некоторой степени других странах Западных Балкан сокращение притока денежных переводов приведет к снижению внутреннего спроса.
Согласно прогнозу, пандемия коронавируса также значительно повлияет на экономический рост в Турции в 2020 г. В этом году ВВП страны сократится на 3,5% с дальнейшим мощным восстановлением на 6,0% в 2021 г. Реалистичность данного прогноза будет в значительной мере зависеть от продолжительности и тяжести ситуации с коронавирусом.
В регионе Южного и Восточного Средиземноморья основным негативным последствием пандемии коронавируса будет падение дохода от туризма, который был основным фактором экономического роста во всех странах данного региона в 2019 г. К нему прибавится падение спроса со стороны основных партнеров, сокращение приток прямых иностранных инвестиций, снижение внутреннего спроса в связи с мерами по сдерживанию распространения вируса, а также сокращение объема внутренних инвестиций.
Ожидается, что ВВП стран этого региона в 2020 г. сократится на 0,8% с дальнейшим отскоком на 4,8% в 2021 г.
В Египте, который является самой крупной экономикой в данном регионе, основными драйверами экономического роста были крупные строительные проекты и бум в секторе телекоммуникаций. Ожидается, что в этом году экономика Египта сократится на 0,5%, однако это падение сменится ростом на 5,2% в 2021 г.
Сокращение ВВП также ожидается в этом году во всех остальных странах региона – Иордании, Марокко, Ливане и Тунисе. В Ливане, где рецессия длится еще с 2018 г., падение будет особенно резким – 11%.