Министерство финансов РФ предлагает запустить торговлю криптовалютами на официальных биржах. Северокорейские хакеры крадут цифровые деньги. Власти Венесуэлы надеются, что виртуальная валюта, обеспеченная нефтяными запасами, поможет вернуть в страну инвесторов.
Лидеры всех трех стран поддаются криптовалютной эйфории в то время, как их режимы сталкиваются с одинаковой проблемой: санкциями, которые ограничивают доступ к мировой финансовой системе. Однако если биткоин и менее известные цифровые валюты могут стать источником средств для политических парий, крипторынок все еще слишком юн, чтобы обеспечить широкие возможности для обхода экономической блокады со стороны других государств во главе с США, пишет Bloomberg.
Любой автократ, рассматривающий биткоины как прибежище от санкций, должен отдавать себе отчет в простой проблеме масштаба. Стоимость всех мировых криптовалют, по данным Coinmarketcap.com, составляет около $700 миллиардов - это примерно одна седьмая от ежедневного оборота торгов на традиционном FX-рынке.
Министр финансов США Стив Мнучин сказал в ходе выступления в Экономическом клубе Вашингтона в пятницу, что "совершенно" не обеспокоен потенциальным использованием цифровых валют со стороны России или других стран для обхода санкций. Он отметил, что к криптовалютным биржам предъявляются такие же требования, как и к банкам, с точки зрения выяснения информации о клиентах.
Санкции США действуют в отношении людей и организаций, а не активов, и будут распространяться на государства, хранящие свои доходы в криптовалютах. Даже если президент Венесуэлы Николас Мадуро сможет преодолеть скептицизм инвесторов и вызвать у них интерес к обеспеченному нефтью "петро", те, кто будет пользоваться этой криптовалютой, могут попасть в западню санкций.
В России центробанк выступает против озвученного в четверг предложения Минфина разрешить биржевую торговлю криптовалютами. Тем не менее заместитель министра финансов Алексей Моисеев сказал, что ведомство будет использовать "силу слова и мысли", чтобы убедить регулятора в необходимости легализации торгов, пишет finanz.ru.
Использование цифровых валют для уклонения от санкций будет особенно проблематичным для экспортеров нефти, которым нужен доступ к традиционной финансовой системе, особенно долларам, для продажи своего сырья. Иранская экономика, к примеру, слишком велика для того, чтобы искать защиты в биткоине.
В то же время криптовалюты могут стать для оказавшихся в изоляции режимов и их политических элит новым каналом нелегального перемещения денежных средств через границы - это в первую очередь касается бедных государств вроде КНДР. Летом прошлого года северокорейские хакеры захватили южнокорейский сервер и использовали его для майнинга цифровых валют на сумму около $25 тысяч, говорит Квак Ген Джу, глава команды аналитиков по кибератакам в Институте финансовой безопасности Южной Кореи.