Туркменистан ввел в строй железную дорогу в Афганистан в расчете на экспорт топлива и в надежде ослабить зависимость от трубопроводного экспорта природного газа в Китай и Россию.
Богатая газом изолированная пустынная страна испытывает финансовые трудности с тех пор, как в этом году Москва, некогда основной импортер туркменского газа, приостановила закупки, пишет Reuters.
Продажи газа в Китай ограничены пропускной способностью трубопроводов.
Туркменская часть 88-километровой железной дороги заканчивается на КПП Имамназар, где был построен нефтяной терминал пропускной способностью 540.000 тонн в год.
Не ясно, как сильно железная дорога и терминал повысят экспорт туркменского топлива, поскольку республика не публикует данных о физических объемах подобных продаж.
Туркменистан производит около 10 миллионов тонн нефти в год, большую часть которой перерабатывает сама. На нефтепродукты приходится порядка 10 процентов общего туркменского экспорта. Эта доля может увеличиться за счет переработки природного газа в жидкое топливо.
На афганской стороне железная дорога идет в сухопутный порт Акина в провинции Фарьяб, однако планов ее продления нет. Власти Туркменистана заявили, что железная дорога станет частью более длинной линии, которая свяжет не имеющий выхода к морю регион Центральной Азии с Китаем и Юго-Восточной Азией.