Инициатива Меркель и Олланда (Путина) вызвана двумя наиболее важными факторами.
С одной стороны, это эскалация военных действий боевиков, поддерживаемых Россией, и пропагандистского наступления самого российского режима. В этой наступательной кампании можно также увидеть признаки не только реальной операции, но и крупномасштабного шантажа и запугивания Украины и Европы для получения Путиным желаемых результатов без проведения реальной военной операции.
Окажется ли это спецоперацией по шантажу или же настоящим наступлением, зависит от того, какую команду Путин отдаст в последнюю минуту.
С другой стороны, реакцией на провал сентябрьской попытки мирного урегулирования в Минске и в особенности на начавшееся 11 января наступление боевиков стало довольно серьезное изменение политического климата в Вашингтоне. Теперь не только за закрытыми дверями, но и публично весьма активно стала обсуждаться возможность поставок летального оборонительного оружия в Украину.
Даже кандидат на пост министра обороны США, выступая в Конгрессе, на прямой вопрос сенатора Маккейна ответил, что склоняется к этому. Не только экспертное сообщество, не только Пентагон, но и многие сотрудники администрации теперь серьезно рассматривают возможность поставок летального оборонительного оружия в Украину. Сейчас, похоже, Барак Обама оказывается одной из весьма немногих публичных фигур, пока еще выступающих против. При продолжении военных действий на Донбассе это лишь вопрос времени, когда такое решение о поставках может быть принято.
В ответ на изменение вашингтонского политического климата Кремль развернул беспрецедентную кампанию запугивания как в США, так и особенно в Европе. Месседж, транслируемый в общественную дискуссию, заключается в том, что поставки американского оружия в Украину вызовут еще большую интенсификацию боевых действий со стороны России, что теперь уже практически не скрывается, и это приведет к полномасштабной («тотальной», по словам Олланда) войне в Европе с непредсказуемыми последствиями.
Европейское общественное мнение отказывается понимать, что полномасштабная война в Европе уже и так идет, и что как раз поставки оружия могут оказаться одним из тех инструментов, какой способен остановить эскалацию конфликта, положить конец военным действиям и достичь жизнеспособного мирного соглашения.
Тем не менее господствующая в Европе логика восприятия событий оказывается другой. Под воздействием кремлевского шантажа Меркель и Олланд решили проявить инициативу по «спасению мира в Европе» и предложить сторонам версию «мирного плана», которая уже согласована с Путиным. Строго говоря, «мирный план» Меркель и Олланда, как сообщили дипломатические источники, представляет собой оригинальный план Путина, подвергнутый лишь незначительным корректировкам. После того, как вчера два европейских лидера, выкрутив руки Порошенко (выкручивали ли?), получили на него согласие украинского президента, сегодня они, весьма вероятно, получат и благосклонное согласие Путина.
Главный вопрос заключается в том, что именно будет в финальной версии этого соглашения. По имеющимся утечкам, речь идет об ухудшенной версии даже т.н. «приднестровского варианта»: о новой (фактической) линии разграничения воюющих сторон; о легализации выведения из-под контроля украинской стороны по сравнению с сентябрем дополнительных как минимум нескольких сотен квадратных километров; о де-факто признании Киевом власти боевиков в т.н. «республиках»; о финансировании «республик» из украинского бюджета (Приднестровье не финансируется из Кишинева); о введении российских «миротворческих войск» на Донбасс и их легализации на украинской территории; о формальном совместном (украинско-сепаратистском) и, следовательно, ничего не значащем контроле за луганским отрезком украинско-российской границы; о возможных изменениях Конституции Украины в части ее федерализации; а также о гарантиях со стороны Запада невступления Украины в НАТО.
В целом инициатива Меркель-Олланда (Путина) вызывает острое ощущение дежа вю – практически по той же схеме происходило изнасилование Чехословакии в 1938 году, известное под названием «Мюнхенский сговор», а также Грузии - в случаях Абхазии и Южной Осетии, и Молдовы - в случае Приднестровья.
Кроме того, вспомнился свой прогноз-предупреждение от 13 апреля прошлого года:
«Если в течение трех дней интервенция российского спецназа, называемая иногда сепаратистским шабашем, не будет остановлена и разгромлена, а шабаш подавлен (теперь это возможно, увы, только силой), то это означает, что нынешние власти Украины, кроме Крыма, сдали еще и, как минимум, Луганск и Донецк...
...Для тех, кто не решается понять смысл выражения «подавить силой», поясняю: с помощью оружия, ведения огня на поражение, результатом чего, к огромному сожалению, могут быть жертвы.
Следует также иметь в виду, что отказ жертвы агрессии от сопротивления агрессии, в т.ч. силой (подавления сепаратистского шабаша), не означает, что после такого отказа агрессор не будет применять по отношению к жертве оружие, не будет вести по жертве огонь на поражение, что в результате такой его агрессии не будет новых погибших.
Все это, увы, будет. Только в гораздо больших масштабах. Сейчас вопрос состоит уже не в том, можно ли не сдать Луганск и Донецк. Их, похоже, уже сдали. И даже не в том, можно ли избежать войны. Ее, увы, невозможно избежать. Ее начало не зависит от желания жертвы агрессии. Она уже идет...
Сейчас вопрос состоит в другом – в том, какой в дальнейшем будет эта, уже идущая, как минимум, два месяца, война. Малой, скоротечной и с относительно ограниченными жертвами. Или большой, длительной и с плохо оцениваемым числом погибших. На этот выбор у Украины и украинского общества осталось три дня». (http://aillarionov.livejournal.com/669998.html)
Нам известно, какой выбор сделали украинские власти тогда, три дня спустя.
Тем, кому это было непонятным в апреле, станет ясным сегодня.
Андрей Илларионов, оригинал здесь