Сейчас, когда на Украине разрастается хаос и сохраняется угроза российского вмешательства, все очевиднее, что долг Запада - содействовать конструктивному урегулированию, пишет Збигнев Бжезинский на страницах The Financial Times. Россия все еще может толкнуть Украину к гражданской войне - поощрить и поддержать отделение Крыма и некоторых восточных областей, поясняет известнейший американский политолог.
Бжезинский советует Западу предотвратить "взрыв регионального насилия на Украине при российском пособничестве".
Пусть США объяснят Путину, что воспользуются своим влиянием, дабы "подлинно независимая и территориально целостная Украина" проводила курс, подобный курсу Финляндии: "взаимоуважительное соседство, широкий спектр экономических отношений с Россией и ЕС; неприсоединение к любым военным альянсам, которые Москва считает направленными против нее, и при этом расширение включенности в Европу", - советует Бжезинский.
Но в неофициальных беседах Вашингтон должен разъяснить Кремлю: "Попытки дестабилизировать молодую демократию в Киеве или отделить некоторые части Украины - не говоря уже об открытом или тайном участии России во внутренних конфликтах в соседней стране - вынудят Вашингтон воспользоваться его международным влиянием для шагов, которые причинят Москве крупные экономические потери", - пишет автор.
Евросоюз должен быть твердым партнером при вышеописанных усилиях. Но еще более животрепещущая задача ЕС - разработать пакет антикризисной помощи для Украины. Бжезинский также советует "убедить" верхнюю десятку украинских олигархов - главных бенефециаров поразительного разгула коррупции - пожертвовать по 1 млрд долларов на финансовую реабилитацию страны".
"Сын Януковича, баснословно-богатый дантист, наверняка сможет внести сумму, соразмерную этим 10 млрд", - добавляет автор.
Бжезинский советует США и ЕС, желательно при содействии России, "по-прежнему требовать, чтобы демократические силы в Киеве заняли позицию национального единения и политической умеренности".
Автор уверен: Украина рано или поздно войдет в демократическую Европу, а Россия последует ее примеру, "если не самоизолируется и не превратится в полупрогнивший пережиток империализма".