Слушай, у тебя нет денег чтобы перезанять, чтобы переотдать...? (М-ф 'Масяня')
Вперед, в Антарктиду
«Масленичное» заседание Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России совпала со снежным штормом, обрушившимся на белорусскую столицу. Общественный транспорт остановился. В какой-то момент возникло ощущение, что снегом забило даже метро. Поразило то, что роль организатора и координатора спасательных мероприятий взяла на себя одна из столичных FM-радиостанций, что является без сомнения гражданским подвигом, так как роль городских властей, во всяком случае на начальной стадии шторма, как то не просматривалась, как, впрочем, и органов внутренних дел, которые допустили просто невероятную давку на станции метро Октябрьская, где каким-то чудом не повторилась трагедия на Немиге (30 мая 1999 г.).
К вечеру 15 марта, в то время, когда президенты двух стран уже подводили итоги саммита, к спальным районам Минска, увязая в сугробах , и закрываясь от летящего в лицо снега, потянулись тысячи минчан. Внешне стихийно сформированные походные колонны запорошенных снегом жителей белорусской столицы поразительно напоминали марш пингвинов по ледникам Антарктиды (без какого-либо злорадства –А.С.), что невольно напомнило о самом экзотическом документе, подписанным в конце заседания Высшего Госсовета СГ - соглашение о сотрудничестве двух стран на Южном полюсе.
Как говорится, только подписали, а Антарктида уже тут как тут.
Белорусы в Антарктиде
Истории с белорусским десантом на самый южный континент планеты уже немало лет. Стоит напомнить, что в середине 2000-х годов тема участия белорусов в исследовании Антарктиды не сходила со страниц белорусской периодики и электронных СМИ. Любопытно то, что не имея никакого отношения к ледникам Антарктиды, белорусские власти в те годы развернули настоящую пропагандистскую кампанию о несомненных и «общепризнанных» достижениях белорусской науки в изучении ледового материка, а о необходимости срочного отправки к южному полюсу земли белорусских полярников, которых, как оказалось, в Беларуси пруд пруди.
Но, к удивлению многих, через некоторое время в Минском аэропорту появились два «полярника», обвешанные рюкзаками, которые вылетели в Кейптаун, где их подобрала, естественно российская антарктическая экспедиция. Оказавшись в качестве пассажиров на борту российского экспедиционного судна, белорусские полярники в течении 2-3 месяцев методично осматривали российские станции, что-то замеряли, но в основном втыкали в торосы и сугробы белорусские флаги для видеосъемки.
Круиз в Антарктиду продолжился и на следующий год. В итоге, автор этих строк был вынужден обратиться к данной теме уже в 2008 году: «Начавшись с антарктического туризма (по два – три человека в составе экипажей российских судов, направляющихся в Антарктиду), но сразу объявленные белорусскими СМИ «белорусскими антарктическими экспедициями», они подошли к стадии обследования российских полярных станций на ледовом континенте и создания «видеокартинки» развешиванием на ледниках и сугробах белорусской государственной символики. При этом белорусского обывателя заверили, что белорусский «вклад» в изучение Антарктиды «признан» во всем мире. В итоге, сейчас белорусская сторона требует от России не только регулярно снабжать Минск научной информацией из Антарктиды, но и передать Минску одну из исследовательских станций». (Традиции политического иждивенчества. 15.04.2008 года http://www.politoboz.com/content/traditsii-politicheskogo-izhdivenchestva).
Последний раз белорусские «полярники» отправились в Антарктиду в декабре 2010 г. по проторенному маршруту «Минск-Кейптаун, чтобы потом на российском судне «Академик Федоров» доплыть до станции «Молодежная» - столицы российской Антарктиды. Необходимо отметить, что в то время официальный Минск пытался добиться от Москвы передачи белорусам одной из законсервированных российских станций. Но как всегда, белорусские власти поспешили. Российское руководство откровенно покоробило то, с каким хозяйским азартом Минск принялся за «освоение» российского антарктического «наследства»… Туры белорусов в Антарктиду закончились. Сейчас, после мартовского Высшего Госсовета Беларусь снова получила шанс, опершись на российский антарктический потенциал, попытаться войти в узкий состав стран, претендующих на национальные сектора в Антарктиде. Если белорусы снова не начнут спешно грести под себя… Как это попытался сделать 15 марта в Санкт-Петербурге А. Лукашенко.
«Тещины вечера» А. Лукашенко
Согласно русской традиции на пятый день Масленицы зять посещал тёщу, которая его встречала блинами, припевая: «Зять на порог - стены в масле / Хорош блин хрустящий, а зять говорящий».
Безусловно, сложно представить В. Путина в роли тёщи, тем более с блинами, хотя российский президент блины любит. Это не тайна. Но то, что А. Лукашенко поистине «говорящий», то в этом никаких сомнений нет. Однако ему это не помогло. Белорусский президент Высший Госсовет триумфально провалил. Уже в ходе заседания стало ясно, что очередной и очень нужной официальному Минску финансовой поддержки Беларусь не получит.
Не будет подписан и годовой энергетический баланс, хотя белорусы уже вытянули из России половину (11,5 млн. тонн на 2 квартала) запланированного ими годового объема нефтяного импорта (23 млн. тонн). Сразу после завершения встречи двух президентов, провал стал очевиден для всех. Дальше Высший Госсовет уже никакой интриги не содержал.
Между тем, белорусская делегация отбыла в Санкт- Петербург в полной уверенности, что все запросы руководства республики в общем объеме 5 млрд. долларов (2 млрд. под модернизацию и 3 под 5 российско-белорусских корпораций) Москвой будут незамедлительно приняты и оперативно выполнены. Забегая вперед, стоит отметить, что В. Путин во время заседания Высшего ГосСовета, отметил, что Россия и так оказала общую поддержку белорусской экономике на пять миллиардов долларов, подтвердив сумму белорусского запроса.
Провал оказался тем сильнее по причине того, что, по мнению руководства республики, в Беларуси было немало сделано для получения российских денег. С лета 2012 года власти всеми силами сдерживали девальвацию белорусского рубля, стараясь продемонстрировать экономическую стабильность, что должно было успокоить Москву. На поддержку курса национальной валюты расходовались деньги из резервов Национального Банка, включая транши кредита АКФ ЕврАзЭс.
Более того, непосредственно за сутки до Высшего Госсовета СГ Глава Нацбанка РБ Н. Ермакова пообещала в скором времени провести деноминацию, что, по замыслу белорусских властей, не должно было ускользнуть от внимания кремлевских аналитиков. Понятно, что деноминация считается бессмысленной операцией в условиях нестабильности валюты.
Но сейчас, когда денег из Москвы, призванных заменить «растворительный улов» 2012 года, судя по всему, не будет, непонятно что делать с неотвратимо надвигающейся лавиной девальвации белорусского рубля. Эта валютно-финансовая катастрофа может оказаться первым реальным, скажем так, «овеществленным» итогом мартовского Высшего Госсовета.
При этом необходимо учесть, что девальвация и так идет черепашьим шагом, и власти не собирались ее ускорять, рассчитывая только на то, что создав за счет российских денег очередную «подушку безопасности», удастся сохранить низкие почти незаметные темпы снижения курса белорусского рубля.
Что это было?
Формально, в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Госсовета Союзного Государства Беларуси и России – странного псевдогосударственного образования, являющегося, как сам отметил А. Лукашенко на своей пресс-конференции 15 января 2013 г., «переговорной площадкой».
Однако и с переговорной функцией СГ справляется плохо. В частности, 2012 год вошел в историю Союзного Государства Беларуси и России, как год без Высшего ГосСовета. Кроме того, не стоит забывать, что параллельно с развитием интеграционного проекта Таможенный союз – Единое экономическое пространство, неуклонно идет процесс эрозии статуса Союзного Государства, как высшей политической формы интеграции между Россией и Беларусью. В реальности никакой политической интеграции между двумя странами нет и она невозможна в ситуации, когда у двух стран различная политико-экономическая система. Вот в этом и основа проблемы: должна ли и дальше капиталистическая Россия подкармливать социалистическую Беларусь?
Мартовский 2013 года Высший Госсовет еще раз продемонстрировал, что Россия ничего не должна Беларуси, скорее наоборот. Единое экономическое пространство не может функционировать в режиме, когда один из партнеров требует себе бесконечных поблажек, исключений и дотаций, но при этом этот партнер исключительно избирательно относится к четырем свободам, выбирая для себя только то, что ему выгодно.
Предложения российской стороны максимально быстро проводить структурные экономические реформы, сокращать госсектор, приватизировать то, что еще можно (совершенно необязательно российским компаниям, которых, между прочим, и нет в чистом виде – везде присутствует многонациональный капитал) и втягиваться на равных в конкурентную борьбу на рынке ТС-ЕЭП белорусская сторона не принимает. От реформ уклоняется, как и от приватизации, которая является основой этих реформ. Но именно в этом формате и предоставлялся кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭс (фактически российский). Интеграционные авансы, включая доступ к сырой нефти по внутрироссийским ценам, были выданы…
Что ещё?
Российской стороне, как инициатору интеграционного проекта ТС-ЕЭП-ЕЭС необходимо от Минска только одно - скрупулезное выполнение ранее подписанных соглашений: по созданию ТС и ЕЭП, по выплате в российский бюджет экспортной пошлины за поставленные на зарубежные рынки нефть и нефтепродукты, условий предоставления кредитов и т.д. В понимании российского руководства, Беларуси изначально, учитывая ее постоянно сложное экономическое положение (отсутствие стратегических, кроме калия, ресурсов, ориентация исключительно на российский рынок, энергоёмкость экономики), создавались особые, можно сказать, привилегированные условия для развития и модернизации её экономики.
В принципе, сейчас Москве чем-то односторонне помочь Минску уже затруднительно… Нефть, газ, рынки, кредиты – все предоставлено с избытком. Осталось только поставлять углеводороды даром…. Однако, как видим, несмотря на исключительно щедрые интеграционные авансы, политико- экономическая ситуация в республике остается сложной. Белорусская экономическая модель остается крайне неэффективной и задача России, используя интеграцию в качестве инструмента, вынудить все-таки белорусские власти приступить к структурным экономическим реформам, на деле оказывается невыполнимой.
Деньги на модернизацию?
Понятно, что если бы столь необходимые реформы начались, то Россия не оставила бы республику без поддержки и масштабных инвестиций. Однако белорусское руководство вместо структурных экономических реформ выбрало путь административной модернизации в рамках старательно сохраняемой авторитарной экономической модели, обеспечивающей стабильность политического режима, что является для А. Лукашенко главным приоритетом. По этой причине, возникает устойчивое пони мание, что деньги, которые требует А. Лукашенко у Москвы, пойдут не на модернизацию белорусской экономики, а на подкормку устоев режима: белорусского олигархата, банкиров, директората, силовиков. Что останется, то пойдет на удержание курса белорусского рубля в условиях, когда заветная цифра средней заработной платы («пятьсот долларов» уже достигнута.
Понятно, что если снова повторится кошмар весны 2011 года, когда выданные предвыборной осенью 2010 г. электорату «по пятьсот» через несколько месяцев были уничтожены девальвацией, то 2015 год для него может стать последним в его политической карьере. Естественно, это понимают и в Москве.
И все же…
Никто не может лишить белорусское руководство права именно в таком административном формате решать вопрос о модернизации своих промышленных активов. Москва может даже поверить, что деньги не будут в очередной раз проедены и на белорусские предприятия пойдут потоком новые технологии, купленные на российский кредит. Если их белорусам продадут…
Однако в этом случае возникает ряд проблем с финансированием данной модернизации. Как уже не раз отмечал автор этих строк, получается замкнутый круг по вытягиванию из России ресурсов. На полученные из России деньги А. Лукашенко модернизирует белорусские экспортные предприятия, что само по себе звучит почти фантастически, так как за 19 лет нахождения у власти белорусский президент не довел до конца ни одной программы модернизации или выхода на мировой уровень по качеству и востребованности своей продукции. Но даже если представить, что модернизацию провели, то с учетом того, что модернизация подразумевает новейшие технологии, которые должны приходить с вместе с инвестициями от крупнейших и уверенно себя чувствующих на мировом рынке ТНК, то понятно, что модернизация по-белорусски в лучшем случае откроет для новых белорусских товаров не мировые рынки, а все тот же российский, где эти белорусские товары будут душить российских производителей- плательщиков налогов в российский бюджет. При этом такую разорительную для россиян схему предлагается России и оплатить. Конфликт интересов лежит, как говорится, на поверхности.
Как быть? Как сделать в этом случае столь желаемый для белорусов российский кредит в 2 млрд. долларов, который белорусские власти уже успели даже формализовать в виде исключительно удобных для себя условий его погашения (на 25 лет забросили, внукам отдавать), выгодным для российской стороны? Очень просто – необходимо обеспечить гарантии в виде контрольных пакетов акций модернизируемых предприятий. Тогда эти предприятия будут частично российские и часть налогов уйдет в российский бюджет, да и российский рынок будет более «ласковым».
Автору не нужно быть провидцем, чтобы представить всю волну негодования в среде белорусского политического класса, которая поднимется после прочтения предыдущего параграфа. Как же, «российский криминальный капитал» прямо рвет из рук «лакомые куски» белорусской экономики! Но, во-первых, далеко не «лакомые», а во-вторых, кто ж деньги даст без обеспечения? Правильно, только дураки. Зайдите в ломбард и попробуйте под «чэстное слово» получить деньги. Охрана вышвырнет в две секунды. Однако, почему-то именно в таком иждивенческом «ломбардном без обеспечения» формате белорусским политическим классом и воспринимается участие Беларуси в интеграционном проекте ТС – ЕЭП.
Тупик
На самом деле отношения между Москвой и Минском зашли в тупик. Белорусам необходимы деньги для сохранения своей экономической модели – основы режима А. Лукашенко. Однако такая нереформированная республика не может существовать в условиях ТС-ЕЭП-ЕЭС. В лучшем случае ей оставят роль источника трудовой миграции. Хотя, это уже и происходит семимильными шагами.
Проблема еще в том, если бы у Беларуси не было денег не только на модернизацию, как пишут некоторые СМИ, то это было бы еще полбеды. На самом деле у официального Минска нет денег… на жизнь страны. Так, побирается по крохам…
Финансировать белорусский социалистический анклав, а на деле, просто черную контрабандную дыру – насос по выкачиванию из России углеводородов, Россия не будет, что и продемонстрировал мартовский 2013 года Высший Госсовет СГ.
Что делать?
Ничего. Поздно. Завтра белорусам заявят, что никаких денег А. Лукашенко у Москвы не просил, Высший Госсовет прошел с невиданным успехом, скоро будем жарить на барбекю пингвинов… Послезавтра белорусское ТВ объявит о невиданной дружбе с Евросоюзом, а третьего дня воссияет пестрая радуга белорусско-американской дружбы, что, естественно, должно страшно перепугать Кремль. Ведь иного белорусские эксперты и аналитики предложить не смогут.
Андрей Суздальцев, Москва, 17 марта 2013 года, Politoboz