Хотя нас это не радует, здесь нечему веселиться, потому что это и на нас может отразиться. (В.Путин)
Углеводородная мистика
Призрак уходящего 2012 года, наводя ужас на прохожих и вызывая союзническую тоску у высшего руководства России, бродит, как неприкаянный в эти последние декабрьские дни по заснеженной и обледенелой Москве. Дело в том, что Призрак имеет явное белорусское происхождение и чем-то неуловимо напоминает вполне известного в московских коридорах власти вице-премьера белорусского правительства Владимира Семашко.
Между тем, господин Семашко – это общепризнанный Новогодний углеводородный Дед, прославившийся еще в 2006/2007 годах скандалами в российских энергетических ведомствах. Но если шесть лет назад Дед Мороз — Семашко наседал на Газпром, то сейчас известный нефтегазовый попрошайка бегает от одних министерских дверей к другим, клянча в качестве новогоднего подарка (и не без успеха) 4,5 млн. тонн нефти, которых так не хватает белорусского олигархату для красивой жизни в наступающем 2013 году. Не является тайной и то, что В. Семашко лично заинтересован в притоке российской нефти.
Болтающийся с протянутой рукой по Москве Семашко является своеобразным символом уходящего 2012 года в российско-белорусских отношениях, так как углеродная тема останется главной проблемой между Москвой и Минском в уже наступающем 2013 году.
Тем не менее, стал ли 2012 год поворотным в истории современной Беларуси? Чем он запомнился? Что было плохого и что было хорошего в эти последние двенадцать месяцев?
Хорошее
Хотелось бы, прежде всего, отметить все то, что можно причислить к хорошему. Его было немного, но оно было.
22 июля 2012 года в космосе оказался первый белорусский спутник. Правда, белорусского в этом спутнике, относящемуся к линейке российских спутников-шпионов «Канопус» почти ничего нет, но сам факт запуска позволил официальному Минску причислить себя к космической державе. Естественно, столь высокий космический статус Беларуси никто в мире не признал, так как более пятидесяти стран мира имеют свои спутники, но только девять стран имеют возможность выводить спутники на околоземную орбиту. Вот эта «космическая девятка» и считается «космическими державами». Естественно, Минск, как всегда, несколько поторопился…
С 1 января 2012 года Беларусь вместе с Россией и Казахстаном оказалась уже на третьем этапе экономической интеграции - Едином экономическом пространстве, что, однако, не заставило белорусские власти отказаться от программы импортозамещения или открыть свой рынок. Белорусские власти пока видят ЕЭП в качестве склада ресурсов и открытого сейфа, и заняты торопливым освоением полученных возможностей.
В немалой степени благодаря ТС-ЕЭП, республика вышла из экономического кризиса 2011 года и, несмотря на объективные негативные процессы на валютном рынке, унаследованные с прошлого года, властям удалось удержать белорусский рубль от очередной девальвации.
Весь год медленно росла средняя зарплата, хотя все-таки сомнительно, что она повсеместно достигла вожделенных 500 долларов США, т.е. суммы, которой едва хватит на два дня отдыха семейной пары на относительно приличном морском курорте (5 звезд).
В декабре страна получила очередной транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс, демонстративно уклонившись от выполнения обязательств по приватизации, являющихся составной и неотъемлемой частью условий по получению данного кредита. Отказавшись от условий, Минск, естественно, не отказался от денег, руководствуясь принципом «Деньги Ваши станут наши».
Кроме того, Беларуси обещает кредиты Китай. Во всяком случае, А. Лукашенко пытается успокоить страну в преддверии «кредитного» 2013 года, уверяя, что с внешними кредитами проблемы не будет, хотя стоило бы помнить, что фактически речь идет о перекредитовании. Поразительно, но полученные кредиты или обещания их предоставить подаются населению в качестве несомненного успеха, словно отдавать кредиты вообще не придется…
Как-то все свыклись, что страна не может существовать без кредитов и внешнеэкономической поддержки и это не вызывает недоумения или, тем более, негодования общественности. А между тем, современный формат экономического выживания республики «жизнь в долг» является закономерным итогом многолетней экономической политики А. Лукашенко.
К успехам первой половины 2012 года можно отнести и выход на положительное сальдо внешней торговли, но, справедливости ради, это событие относится только к первой половине уходящего года. Экспорт республики резко упал после того, как под давлением России Беларуси пришлось снизить объем контрабандного вывоза российского бензина под видом беспошлинного белорусского растворителя.
23 сентября в республике были проведены парламентские выборы, которые, несмотря на мобилизацию силовиков, армии, студентов, пенсионеров, ветеранов и реформистского крыла оппозиции прошли при пустых избирательных участках. Безусловно, стихийный бойкот выборов электоратом (29% в Минске и 45 - 49% в сельской местности) обеспокоил власти, но не помешал объявить выборы «состоявшимися». Успех властей в том, что население, проигнорировав выборы, проигнорировало и их результат, т.е. не вышло с протестами, что его обманули. Это всех устроило.
Сейчас власти, в данном случае парламент, могут изображать из себя легитимную власть и что-то там обсуждать и принимать, а население может изображать из себя верноподданную массу, внешне послушную избранной власти. На самом деле, ни тем, ни другим друг до друга нет никакого дела и всем друг на друга наплевать. Псевдовласть, всевдоэлекторат, псевдооппозиция и, в итоге - псевдогосударство?
К успехам завершающегося в ближайшие часы 2012 года, по идее, можно отнести начало строительства Островецкой АЭС (странное название для станции). Так как второй АЭС в республике нет, и её строительство не предвидится, то было бы логичным Островецкую АЭС назвать Белорусской. Конечно, не стоит умалчивать и о том, что вопрос экономической целесообразности появления в Беларуси АЭС остается все-таки дискуссионным, но нет сомнений в политическом значении проекта.
С одной стороны, многолетняя, масштабная и очень дорогостоящая стройка, почти полностью финансируемая из средств российского кредита, по идее должна прямо и косвенно содействовать политическому долголетию первого белорусского президента. Стройка будет идти минимум пятый президентский срок А. Лукашенко, а затем начнется наращивание мощности АЭС и строительство новых энергоблоков, что предоставит работу А. Лукашенко уже в шестом и седьмом президентстве, если к тому времени президентские выборы в Беларуси совсем не отменят за ненадобностью.
С другой стороны, белорусские власти явно прельщает ядерно-маргинальный статус Северной Кореи, с которым вынуждены считаться даже великие державы. То, что рано или поздно А. Лукашенко будет хвататься за станцию, как за спасательный круг, особых сомнений нет. В этом плане остается открытым вопрос о российском контроле над АЭС. Стоит напомнить, что Белорусская АЭС строится за российские деньги.
Не стоит забывать и традиции белорусского копирайта. Строительные технологии, применяемые на стройке, активно копируются и со временем будут предложены на внешнем рынке строительных услуг, естественно, в качестве белорусских разработок.
В 2012 году сбылась заветная мечта А. Лукашенко – на борисовском заводе «Автогидроусилитель» начался монтаж линии по сборке китайских легковых автомобилей. Стоит напомнить, что это не первая попытка белорусских властей заполучить в свои руки технологии легкового автомобилестроения. Понятно, что проект рассчитан только на российский рынок, так как белорусский рынок мал и беден, но для А. Лукашенко политически важно, чтобы россияне ездили в легковушках белорусского произв одства.
Правда в 2012 году вместо потока китайских авто с белорусского автозавода по просторам Российской Федерации прокатилась волна белорусских гастарбайтеров. И эти «достижения» уходящего года придется отнести скорее к разряду плохих, чем хороших.
Плохое
В результате оттока квалифицированной рабочей силы из республики, многие стройки в республике обезлюдели, что вызвало серьезное беспокойство у руководства страны. Проблема приобрела не только экономическое, но и политическое звучание:
- появление армии белорусских гастарбайтеров в России подводит черту под политическими перспективами А. Лукашенко и «белорусского проекта» на российском политическом поле (россияне на работу в Беларусь не едут);
- выезд квалифицированной рабочей силы делает бессмысленными проекты зарубежных инвестиций в белорусской экономике, так как работать на задуманных производствах некому, если только эти производства не запускают китайские инвесторы;
- препятствие миграции рабочей силы означает подрыв основ Единого экономического пространства, где изначально заложены четыре свободы перемещения товаров, рабочей силы, капиталов и услуг. Пока белорусская сторона выступает за свободу перемещения товаров, да и то в усеченном формате: свободная поставка белорусских товаров и товаров третьих стран с белорусскими этикетками на рынок России, но не в обратном направлении, за исключением сырой нефти. Вот нефть и газ республика готова в неограниченном объеме качать из России буквально день и ночь.
Не имея экономических возможностей вернуть рабочую силу на родные заводы и стройки, белорусское руководство решило действовать путем пропаганды и принуждения. Посыпались угрозы лишить гастарбайтеров социальных гарантий и немногочисленных льгот, в нарушение всех соглашений с Россией стали возрождаться схемы двойного налогообложения, началась медийная «накачка» проблемы миграции рабочей силы. В белорусских СМИ регулярно появляются материалы с негативными оценками условий труда белорусских гастарбайтеров в России: недоплаты, бытовые проблемы, преступность. Под пропагандистским ударом оказались и сами гастарбайтеры, которых представляют, как «летунов» и «искателей легкой жизни», когда как на Родине «полно вакансий» по 150 долларов. Своеобразным шедевром государственной пропаганды стало распространение информации о том, что белорусские гастарбайтеры, возвращаясь из России, привозят на Родину венерические заболевания, включая СПИД. Дальше, как говорится, уже некуда.
Однако своеобразным шедевром 2012 года стал пресловутый декрет № 9, ужесточающий контрактную систему найма рабочей силы. Стоит напомнить, что принятию декрета предшествовала медийная истерика в официальных СМИ, главным героем которой был сам А. Лукашенко. Помимо «бессовестных» рабочих, не желающих трудиться за копейки, под удар критики попал и директорат, который в ноябре-декабре 2012 года в прямом эфире увольняли и отправляли в отставку.
Все это печально. Для того чтобы управлять экономикой, необходимы материальные и административные ресурсы. Белорусские власти не имеют материальных ресурсов, т.е. они не могут сконцентрировать финансы, сырье, полуфабрикаты, энергоносители для организации прорывных действий в экономике – ввести в строй высокоэффективные производства, решить инфраструктурные проблемы, создать высокопроизводительные технологии. Материальную нищету руководство страны пытается подменить административным прессом, так как ничего другого у него нет. Есть только нищая власть с выпученными от безумства глазами.
И совсем печальное
Действительно, все административные истерики на производстве, которые белорусское руководство закатывало на протяжении четырех недель в ноябре и декабря уходящего года демонстрировали только бессилие и безнадежность. Когда глава государства говорит вновь назначаемому руководителю: «Не справишься – посажу», можно смело паковать чемоданы и покидать эту страну. В конце концов, не Беломорканал все-таки строим, чтобы использовать методы ГУЛАГа…
Конечно, можно опутать стройки и заводы колючей проволокой, выписать из Пхеньяна охранников и, вручив им пулеметы и губные гармошки, загнать на вышки сторожить рабочий класс. Из Академии наук сделать шарашку (не поможет), а слесарей ЖЭКов приковать к трубам отопления… Можно даже национализировать девушек и молодых женщин для развития сферы услуг в городе Минске, отрывая казино + бордель в каждой подворотне(хотя с этим, как говорят, власти успешно справляются под видом борьбы с торговлей людьми). Когда нечего предложить народу, можно делать все – танцевать на Октябрьской площади, легализировать проституцию, расстреливать и вешать проштрафившихся директоров прямо на заводских проходных. Это не пугает, а только веселит в стиле «Камеди-клаба». Население к этим публичным выволочкам, с демонстративно устрашающими физиономиями, относится как к бесконечному телевизионному шоу идиотов.
Власть – это деньги и ресурсы. Если их нет, то нет и власти. Переход к репрессивным методам в социально-экономической сфере означает полномасштабный и глубокий кризис власти, ее всех основных институтов и отсутствие денег. 2012 год стал важной вехой в системном кризисе уже политической системы Республики Беларусь. Если мы уже давно привыкли, что партийная и судебная власти в Беларуси находятся в декоративном состоянии, призванном замаскировать всевластие главы государства, то в завершающемся году со всей очевидностью обнаружился кризис в силовом блоке.
Белорусская армия недееспособна, она не в силах провести даже праздничный парад. Техника устарела, приведена в негодность и разворована, личный состав занят только хозяйственными делами, офицерский корпус дезориентирован, не мотивирован и от безнадежности медленно спивается. «Плюшевый десант» прекрасно продемонстрировал отсутствие в республике современного ПВО.
МВД раздирают противоречия и бесконечные чистки, Следственный Комитет превратился в сборище каких-то девиц с юридическим образованием и нулевым стажем. Кризис в КГБ продемонстрировал коррумпированность этой организации. В целом весь силовой блок управляется только страхом увольнений, арестов, доносов и расправ. Естественно, так долго продолжаться не может.
Если…
Если Беларуси вновь не помогут справиться с её внутренними проблемами, так как сама она справится с ними не в силах.
Если вновь А. Лукашенко получит поддержку в Кремле в контексте создания Евразийского экономического союза…
Если вновь А. Лукашенко удастся обмануть ЕС, который, как известно, обманываться только рад…
Если А. Лукашенко будет и дальше расширять присутствие на белорусской территории Китая, хотя приходится учитывать, что в Республике Беларусь уже находится несколько сот тысяч граждан КНР (!). Просто китайцы не маячат по улицам Минска, а сконцентрированы в отдельных районах республики. Так что те, кто ждет китайского десанта на территорию Беларуси, опоздали минимум на год. Они уже здесь. Да что говорить, если футбольная команда «БАТЭ» является, по финансовой сути, не белорусской, а китайской командой.
Быстрое наращивание китайского влияния в республике происходит, с одной стороны, на фоне растущего беспокойства со стороны белорусского руководства, которое прошедшей осенью было явно обескуражено солидным объемом обещаний со стороны Пекина и мизерными размерами выполненного, а с другой стороны в контексте блокирования политического диалога между Минском и Брюсселем.
Позиция Евросоюза в отношении контактов с белорусским руководством и самой республикой вполне прозрачна: отпускаете политических заключенных – садимся за стол переговоров. Весь 2012 год Брюссель от данного условия не отходил, чем вызывал у официального Минска приступы ярости. При этом весь уходящий год было очень забавно перечитывать заявления МИДа РБ, высказывания белорусских официальных лиц, включая президента республики, а также политическую проправительственную публицистику, где давалась оценка белорусско-европейским отношениям, но при этом ювелирно обходился вопрос об освобождении узников белорусского ГУЛАГа. Получался разговор глухого со слепым или, проще говоря, белорусская сторона изображала неадекватность, сохраняя в тюрьмах политических заключенных в качестве заложников в преддверии «кредитного» 2013 года. Стоит напомнить, что это не первый случай, когда белорусские власти используют политических заложников в качестве стимула д ля кредитования своей белорусской экономической модели. Разница только в масштабах…
Подведем итоги:
- аргументный ряд Минска в отношениях с Москвой уступает место открытому попрошайничеству. Белорусская сторона уже не вспоминает об особой миссии Беларуси в сохранении внутреннего единства Российской федерации, о Беларуси, как «сборочном цехе Советского Союза», о готовности лечь под вражеские танки, если они вдруг покатят по знаменитой Олимпийке на Москву… Аргументы заменены примитивными формулами в формате условного наклонения: «если не дадите денег/нефти/место на российском рынке, то… в республике случится экономическая катастрофа, голод, белорусский народ будет проклинать Россию и ТС-ЕЭП, республика будет вынуждена уйти под Китай и т.д.»;
- вывод о недееспособности белорусской экономической модели, сделанный на примере кризиса 2011 года, в 2012 году подтвердился на примере растворительной аферы. Как только доходы от продажи бензина под кодом растворителя/разбавителя скатились до буквально нескольких десятков миллионов долларов, мигом посыпался экспорт, на глазах стало расти негативное сальдо внешней торговли республики. Беларуси катастрофически не хватает нынешнего объема экономической поддержки со стороны России, ей требуется минимум 12 млрд. долларов в год финансово-ресурсных дотаций, преференций и кредитов;
- руководство республики живет по принципу «деньги не пахнут» и занято как поисками финансовых ресурсов по всем азимутам(превратив, к примеру, контрабанду товаров третьих стран на рынок Таможенного союза в важнейшую статью дохода государства), так и изобретением причин и поводов для того, чтобы выбить все новые компенсации и преференции из партнеров по интеграционному проекту. Своеобразным хитом 2012 года стало требование Минска компенсировать ему потери на российском (т.е. соседнем, а не собственном) рынке из-за вхождения России в ВТО, что подразумевает открытие «врат ада», так как стоит Москве пойти на такого рода компенсации белорусской стороне, ей придется платить за свое участие в ВТО Казахстану, Киргизии и вплоть до Буркина-Фасо. Сюда же можно отнести весьма нечистоплотную игру с экспортом калийных удобрений, несогласованный объем поставок и демпинг белорусского продовольствия на российском рынке и т.д. Понятно, что и в 2013 году белорусские власти еще не раз предложат Москве и Астане такого рода «лохотронные» схемы по вытягиванию денег у партнеров;
- в рамках участия республики в интеграционном проекте ТС-ЕЭП вновь определилась основная черта белорусской интеграционной политики: брать от интеграции только то, что необходимо республике, игнорируя обязательства по интеграционным соглашениям, требующим от Беларуси каких –либо «обремененностей»;
- растворительная афера с российской нефтью продемонстрировала новую тенденцию российско-белорусских отношений. Они не стали более доверительными, а скорее жесткими, но не скандальными. Российская сторона не позволяет скатываться до уровня традиционной российско-белорусской пропагандисткой войны, так как такого рода скандалы наносят удар по интеграционному проекту ТС-ЕЭП-ЕЭС. Москва, обсчитывая нанесенным недобросовестным партнером ущерб российскому бюджету, принимает м еры по взысканию «недоимок», сокращая поставки сырья. Именно в таком формате, видимо, приходится рассматривать сокращение экспорта российской нефти в Беларусь в 2013 году. Понятно, что «воспитание рублем» является, как правило, наиболее эффективным методом, но трудно представить, чтобы белорусское руководство перевоспиталось и отказалось от традиции «развода» партнеров;
- с ростом влияния Пекина у белорусского руководства появляется все больше шансов вновь раскрутить «маятниковую политику», но уже не между Москвой и Брюсселем, а между РФ и КНР. Видимо, у А. Лукашенко имеются надежды, что рано или поздно в роли его защитника перед «имперской» Россией выступит «демократический» Китай. Прецеденты такого рода есть. Стоит вспомнить судьбу другого европейского союзника Китая - социалистическую Албанию, выживающую во враждебном европейском окружении в течении десятилетий. Справедливости ради, не очень хочется вспоминать судьбу другого, уже азиатского союзника Пекина – полпотовской Кампучии.
Итак, с Новым Годом, если уж так всем этого хочется!
Андрей Суздальцев, Москва, 30 декабря 2012 года, Politoboz