Премьер-министр Испании Мариано Рахой объявил в среду о новых налогах и сокращении расходов ради уменьшения дефицита бюджета на 65 миллиардов евро к 2014 году.
Рахой предложил повысить основную ставку налога на добавленную стоимость для товаров и услуг на три процентных пункта, до 21 с 18 процентов, а также сократить пособия по безработице, льготы и выплаты для государственных служащих. Сокращенная ставка налога возрастет до 10 процентов с 8 процентов.
"Эти меры неприятны, но необходимы. Наши государственные расходы превышают наш доход на десятки миллиардов евро", - сказал Рахой, выступая в парламенте.
Он также объявил о новых косвенных налогах на энергоносители, планах приватизации портов, аэропортов и железнодорожных активов. Кроме того, он сообщил, что будут отменены налоговые льготы на недвижимость, которые были восстановлены в декабре прошлого года.
Однако Рахой не затронул пенсии, сдержав одно из предвыборных обещаний, и сказал, что налоговое бремя сдвигается так, что налогами будет облагаться не столько труд и доходы, сколько потребление.
После пяти лет экономической стагнации и рецессии, безработицы в 24,4 процента и падения поступлений в бюджет Испания не может достичь жестких целей сокращения дефицита, согласованных в Евросоюзом.
Во вторник ЕС решил дать Испании дополнительное время на то, чтобы сократить дефицит бюджета до 3 процентов от ВВП, и облегчил цель этого года, требуя довести дефицит до 6,3 процента ВВП. Однако Еврокомиссия заявила, что добиться даже этого ориентира будет сложно.
Рахой полностью изменил первоначальный план, согласно которому центральное правительство и 17 автономных регионов должны были сэкономить 48 миллиардов евро в 2012 году, чего было недостаточно для исправления ситуации с бюджетом.
Премьер-министр также объявил о реформах в муниципальных правительствах, закрытии государственных компаний, сокращении льгот для чиновников, сокращении бюджетов политических партий и профсоюзов.
Рахой, обещавший перед выборами не повышать НДС, сказал, что теперь у него нет выбора.
"Мы переживаем критический момент, который определит будущее наших семей, нашей молодежи, нашего социального благосостояния и всех наших надежд. Это реальность. Мы должны покончить с этим беспорядком и как можно скорее".