Опровержение
Национальный Банк Беларуси опроверг скорую кончину белорусского депозитного офшора, предоставив пояснительный документ к указу №496.
«…Указ подготовлен во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по реализации Закона Республики Беларусь от 14 июня 2010 года ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности“…
Указанным Законом нормы пункта 1 Указа… от 4 ноября 2008 г. №601 ”Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций“ перенесены в часть первую статьи 7 и часть вторую статьи 8 Закона Республики Беларусь ”О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности“ (далее – Закон).
Национальный банк, являясь лицом, осуществляющим финансовые операции (организацией, оказывающей услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств) будет проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии с Законом.
В связи с этим пункт 1 Указа… от 4 ноября 2008 г. № 601 признается утратившим силу».
Текст опубликованного материла:
Белорусским банкам предписано возобновить контроль за депозитными вкладами населения и организаций, равных или превышающих установленную законодательством сумму в 2000 и 20000 базовых величин (1 б/в = 35 тыс. рублей) соответственно. Соответствующий указ №496 был подписан 27 сентября 2010 года.
Отныне банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны регистрировать в специальных формулярах Нацбанка РБ все финансовые операции, перечисленные в статье 6 Закона РБ «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», на сумму равную или превышающую 2000 базовых величин для физических лиц (около $23 тыс.) либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей (около $230 тыс.).
Речь идет о финансовых операциях с наличными денежными средствами; по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов; по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным); с движимым и недвижимым имуществом; с ценными бумагами; по займам и кредитам; по переводу долга и уступке требования.
Следует отметить, что контроль за такими операциями – в первую очередь речь идет о депозитах - со стороны банков был приостановлен указом №601 от 4 ноября 2008 года в целях привлечения в страну на фоне кризиса депозитных вкладов иностранных граждан, завлекаемых высокими процентными ставками, а также поощрения владельцев крупных сумм в иностранной валюте к вложениям в депозиты – фактически такие вклады осуществлялись анонимно, поскольку для совершения операции достаточно было подписать договор с банком, а информация о крупном вкладе не поступала в налоговые и иные контролирующие органы (по крайней мере, так было прописано в законодательных актах).
Нацбанк РБ за время действия оффшорной депозитной зоны на территории всей Беларуси никогда не афишировал данные о том, насколько такая мера позволила увеличить приток валюты в банковскую систему. Вместе с тем, такая дыра в белорусском законодательстве вызывал понятные нарекания со стороны международных структур, осуществляющих борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма.
Поскольку в последнее время белорусские власти уверенно заявляли о том, что страна вышла из кризиса, которого в Беларуси не было, то стало слишком трудно убедить международных экспертов в необходимости такой оффшорной дыры для экономики страны.
Офшор просуществовал менее двух лет и в итоге был закрыт.
Впрочем, для прикрытия этой дыры вполне могли существовать и иные причины, которые власти не намерены раскрывать перед общественностью. Следует обратить внимание на тот факт, что подписанный 27 сентября указ №496 вступает в силу с 23 сентября 2010 года, то есть задним числом. Если повышение зарплат задним числом (июнь 2010 года) объясняется просто, то спешка с закрытием офшора вызывает естественное подозрение.
Стоит отметить. что необходимость заполнения формуляров не затронет основную массу белорусских держателей депозитных вкладов – пороговая сумма в 23 тыс. долларов все-таки слишком велика для большинства населения, в то время владельцам крупных депозитных вкладов есть над чем задуматься.
Вместе с тем, указом №496 отменена обязанность Нацбанка, банков и небанковских организаций по идентификации лиц, совершающих финансовые операции, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин.
Отмену такого требования можно расценивать как утешение на фоне прикрытия депозитного офшора за счет возможности использования ряда схем, позволяющих уйти из-под контроля банков и контролирующих органов.