Инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси раздали предприятиям анкеты, в которых необходимо указать данные о главном бухгалтере юридического лица. Помимо стандартных данных – Ф.И.О. И место работы на момент заполнения анкеты – необходимо также сообщить, какое образование у главбуха, когда и в каком учебном заведении оно было получено, стаж работы и какие курсы повышения квалификации посещал данный сотрудник.
Представители МНС пояснили, что будет создаваться база данных главных бухгалтеров, однако затруднились пояснить, для какой цели производится перепись главбухов.
Объяснить такой почин белорусского налогового ведомства можно с одной стороны банальной нехваткой кадров как для самой налоговой, так и для государственных предприятий – для полного соблюдения всех норм запутанного белорусского законодательства необходим большой штат специалистов.
Также можно предположить, что создаваемая база будет использоваться в рамках объявленной МНС Беларуси борьбы с «зарплатами в конвертах». Так, массовая перерегистрация предпринимателей в унитарные предприятия вынудит последних нанимать на работу бухгалтеров для ведения бухучета предприятия. Кроме того, обязательное наличие бухгалтера у предприятие предусмотрено законодательством. Многие предпочтут нанимать специалистов не на полную ставку, а на почасовую работу, оплачивая труд работника по законодательно установленному минимуму, а остаток – в «конверте». Созданная база позволит налоговикам более оперативно отслеживать, какое количество предприятий обслуживает той или иной специалист, и сделать соответствующие выводы…
Могут быть и иные причины, объясняющие необходимость создания электронного банка данных бухгалтеров. Однако, до сих пор создание баз данных в Беларуси на уровне министерств и ведомств делалось, как правило, лишь во благо чиновников.