Последнее обновление: 10.05.2024 11:18

На саммите ЕврАзЭС Беларусь будет продвигать проект Таможенного союза

23 июня в Минске пройдет саммит Евразийского экономического содружества. В белорусскую столицу уже начали прибывать главы стран-участниц ЕврАзЭС. Накануне своим видением целей и задач этого мероприятия и роли Беларуси в этой межгосударственной структуре поделился глава МИД нашей страны Сергей Мартынов, который будет участвовать в предшествующем встрече глав государства заседании министров иностранных дел и обороны, а также госсекретарей советов безопасности.

Глава МИД Беларуси подчеркнул, что ЕврАзЭС является "динамично развивающимся интеграционным образованием с большой перспективой". Как считает Сергей Мартынов, сообщество — одна из наиболее продвинутых интеграционных структур на постсоветском пространстве. Согласованные тарифные ставки составляют 62%, а основной объем торговли внутри стран СНГ приходится на страны — члены ЕврАзЭС.

Председательствовать на саммите будет Беларуси. По словам министра, Беларусь "ответственно и основательно" подходит к этой роли. Сергей Мартынов подчеркнул, что республика не стремилась к этой обязанности — это была просьба коллег к президенту Беларуси. И в ходе саммита белорусский президент намерен поднять ряд вопросов, в частности движение интеграции от сугубо экономической к интеграции в социальной, спортивной области, области здравоохранения.

Однако, по словам Мартынова, основные цели саммита ЕврАзЭС белорусская сторона видит в продвижении создания Таможенного союза, в рамках которого, как предлагает Минск, стоит рассматривать вопрос вступления во Всемирную торговую организацию.

Глава МИД подчеркнул, что Беларусь последовательно критиковала и считала непродуктивным нынешний подход стран ЕврАзЭС ко вступлению в ВТО — первоначальное вступление стран по отдельности и последующее решение возникших в связи с этим проблем в рамках сообщества. Мартынов подчеркнул трудность совмещения различных обязательств, которые будут приняты государствами. Кроме того, процесс вступления большинства стран затягивается по вине отдельных государств, которые по политическим мотивам препятствуют их членству в организации. Правильным, по мнению белорусской стороны, было бы создать Таможенный союз и на его основе вступать в ВТО. "Предварительное обсуждение нашего предложения показывает, что такой подход начинает пользоваться все большим пониманием", — заявил Мартынов, отметив, что Беларусь заинтересована в том, чтобы серьезно ускорить работу по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

На саммите глав государств Минске, по словам Мартынова, планируется принять решение о необходимости к концу 2006 года завершить все внутригосударственные процедуры в каждой отдельной стране, связанные с подписанием юридических документов по созданию Таможенного союза. На заседании в мае в Минске подобное решение поддержали главы правительств стран ЕврАзЭС.

Ожидается, что параллельно до конца 2006 года будет согласован и повышен до 80% уровень общего тарифа, который сейчас находится в пределах 62%. Тогда к середине 2007 года президентами могут быть подписаны все необходимые документы, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Беларуси. Он считает, что потребуется еще два-три года для того, чтобы реализовать все подписанные соглашения по созданию Таможенного союза. Таким образом, если 23 июня будет принято соответствующее решение и задан темп, Таможенный союз может быть сформирован к 2010 году.

Министр иностранных дел Беларуси также обратил внимание на то, что основополагающие документы ЕврАзЭС определяют сообщество в конечном итоге как единое экономическое пространство, то есть сообщество будет двигаться от Таможенного союза к таможенному пространству. Мартынов подчеркнул, что подобное развитие должно происходить поэтапно.

Заинтересована в скорейшем реализации проекта по созданию единого Таможенного союза и Россия. По словам спикера российской Госдумы, председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России Бориса Грызлова, прибывшего в Беларусь для участия в сессии союзного парламента, "создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС даст очень реальные и внятные перспективы и доходы в области экономики".

Борис Грызлов подчеркнул, что на сегодняшний день из Европы в Азию через территорию стран ЕврАзЭС проходит 1,5 процента грузов. Российский политик назвал подобную ситуацию "недопустимой" и подчеркнул, что огромная территория сообщества — это его преимущество, через нее может проходить "огромное количество прямых перевозок". Грызлов обратил внимание на то, что если создать экономические предпосылки, перевозчики будут использовать наиболее выгодную прямую траекторию.

По словам спикера, организации транспортных коридоров мешают таможенные пошлины, которые в каждом государстве разные. По его мнению, создание таможенного союза позволит предложить перевозчикам из Европы в Азию "наиболее перспективные и экономически более выгодные транспортные коридоры".



<Май 2006
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Июнь 2006>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Экономика