Последнее обновление: 03.05.2024 18:00

Минфин Беларуси за январь-март разместил госбумаг на Br333,4 млрд., или 72,5% от плана

Министерство финансов Беларуси в январе-марте 2006 года разместило гособлигаций на Br333,4 млрд., что составляет 72,5% плана на этот период, сообщила "Интерфаксу" начальник главного управления ценных бумаг и денежно- кредитной политики Минфина Татьяна Алексеева.

С учетом погашения в размере Br244,6 чистое привлечение средств на финансирование дефицита бюджета за I квартал 2006 года составило Br88,8 млрд., добавила Т.Алекссева.

С начала года объем находящихся в обращении госбумаг вырос на 3,2% до Br2356,8 млрд. на 1 апреля 2006 года. На долю ГДО приходится 58% находящихся в обращении госбумаг.

По имеющимся в Минфине данным, на 1 марта 2006 года в структуре инвесторов в госбумаги на долю комбанков приходится 49%, юрлиц - 14%, Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) - 37%. При этом Т.Алексеева отметила, что имеющиеся в портфеле НБ РБ облигации правительства приобретены за счет операций на вторичном рынке и переоформления в ГДО ранее выданных НБ РБ кредитов на финансирование дефицита бюджета. С 2004 года НБ РБ не участвует в первичном размещении гособлигаций, напомнила она.

По ее данным, средняя доходность госбумаг по цене отсечения в январе-марте 2006 года составила 10% годовых, по средневзвешенной цене - 9,99% годовых при ставке рефинансирования в этом периоде 11% годовых.

Она также напомнила, что в 2006 году, в соответствии с законом о бюджете, от размещения госбумаг планируется привлечь Br1,46 трлн. (на 20,1% меньше по сравнению с 2005 годом), погасить на Br960 млрд. (на 9,7% больше) и в результате чистое финансирование дефицита запланировано в объеме Br500 млрд. (на 47,5% меньше).

По мнению Т.Алексеевой, перспективы привлечения запланированного Минфином объема средств от размещения гособлигаций в значительной степени зависит от согласованности действий с НБ РБ, который с начала года активно размещал на первичном рынке свои краткосрочные облигации (КО). "Минфин выступает за согласованную политику, которая должна проявляться в небольшом объеме выпускаемых НБ РБ КО, по согласованию с Минфином, для регулирования текущей ликвидности банков сроком от 10 дней до 1,5 месяцев", - отметила Т.Алексеева. Она также считает, что альтернативой выпуска своих КО для НБ РБ может стать "усиление работы с ГЦБ на вторичном рынке".

Как сообщили "Интерфаксу" в управлении монетарных операций НБ РБ, объем размещения КО НБ РБ в январе-марте 2006 года составил Br861,8 млрд., в том числе в январе- Br405,5 млрд., в феврале - Br297,1 млрд., марте - Br159 млрд.

Среднемесячный остаток (с учетом погашения) в январе составил Br356 млрд., феврале - Br228,6 млрд., марте - чуть более Br100 млрд.

По мнению экспертов финансового рынка, НБ РБ в начале года вынужден был проводить активные операции по изъятию ликвидности в связи с масштабным (около Br1 трлн.) списанием средств со счетов Минфина в декабре 2005 года и, соответственно, резким увеличением денежной массы, которая оказывала давление на обменный курс нацвалюты. При этом они указали на ежемесячное сокращение объемов размещения КО из-за снижения избыточной ликвидности банков. По их мнению, во II квартале НБ РБ снизит свое присутствие на финансовом рынке в связи с ожидаемым активным ростом кредитования весенних полевых работ системообразующими банками.

Между тем эксперты считают, что в ситуации, когда доходы бюджета растут опережающими темпами, что характерно для 2005 года и начала 2006 года, некоторый недобор плановых поступлений от размещения госбумаг не является критическим. При этом они подчеркнули, что в целом для банков, которые являются основными инвесторами в ГКО, бумаги Минфина привлекательнее по сравнению с КО НБ РБ, так как, являясь более "длинными", они позволяют планировать вложения на относительно продолжительный срок. Кроме того, ГКО имеют более высокую ставку доходности. По словам экспертов, "вложения в КО НБ РБ большинство банков делает от безысходности - просто нет других инструментов для вложения краткосрочных ресурсов".

С другой стороны эксперты отмечают потенциальную возможность снижения номинальных отчислений НБ РБ в бюджет (в виде 80% прибыли) из-за роста расходов на обслуживание КО. Кроме того, привлечение НБ РБ на короткие сроки значительного объема средств может оказывать давление на Минфин в сторону сокращения сроков обращения госбумаг, что увеличивает расходы на их обслуживание, считают эксперты.



<Март 2006
ПнВтСрЧтПтСбВс
272812345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Апрель 2006>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Финансы