Западные санкции позволили российским банкам избежать одного из самых серьезных ужесточений в регулировании за последние годы - контроля за операциями банков с группами связанных между собой заемщиков, а также за операциями лиц, связанных с самими банкирами.
Речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок в статью 64 закона, принятых еще летом 2013 года и, как ранее планировалось, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу — по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения, пишет газета «Коммерсант».
Как указывают в ЦБ, причина отсрочки — закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц 20% капитала.