Евразийский банк развития (ЕАБР) наконец-то рассекретил документы по вопросу выделения Беларуси 5-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС, тем самым подтвердив, что и сама стабилизационная программа (Письмо белорусских властей о намерениях) и взятые на себя белорусской стороной обязательства ровным счетом ничего не стоят, поскольку данный кредит носит исключительно политический характер.
Беларусь получила 5-й транш на сумму 440 млн. долларов в последний день апреля. При этом, экспертный совет АКФ ЕврАзЭС состоялся 28 марта и принял решение о выделении транша. Публикация о решении экспертного совета и оценка выполнения Беларусью условий 5-го транша датированы 25 и 20 апреля соответственно. Однако оба документа опубликованы на сайте ЕАБР только сегодня – 5 июня 2013 года.
Чем объясняется подобная секретность – догадаться несложно. В канун изобилующего всякими встречами и союзными мероприятиями Россия решила не усложнять отношения с Лукашенко или попросту не портить себе настроение. Короче говоря, откупились.
Решение о предоставлении 5-го транша фактически было принято на основании недовыполненного контрольного показателя, который Беларусь все же зачли.
«Состоявшийся 28 марта 2013 года Экспертный совет рекомендовал Совету Фонда рассмотреть вопрос о перечислении пятого транша Финансового кредита АКФ Республике Беларусь на основании оценки выполнения показателя прироста кредитов экономике по итогам января-марта текущего года, исходя из контрольного значения данного показателя не более 1,5% в среднем за месяц», - говорится в опубликованном документе.
Среднемесячный показатель прироста кредитов экономике за январь-март составил 1,73%, что списали на более быстрый прирост валютных кредитов (2,7% в среднем за месяц). По состоянию на 22 апреля средний темп роста кредитов экономике снизился до 1,62% в месяц, на основании чего ЕАБР высчитал, что по итогам апреля этот показатель снизится до 1,52% и перечислил деньги.
Однако, реально Беларусь не выполнила 5 и недовыполнила еще 3 из 15 взятых на себя обязательств (контрольные показатели). Причина невыполнения - смягчение денежно-кредитной политики, констатирует ЕАБР.
Беларусь не выполнила индикативный показатель объема резервных денег (РД) Национального банка на 1 января 2013 г. Вместо 24,5 трлн. рублей объем составил 30,1 трлн. рублей. Превышение целевого уровня на 5,6 трлн. рублей объяснили высокими объемами закупок валюты НБ РБ на рынке, не сопровождавшимися операциями по изъятию излишнего денежного предложения. Под этим пунктом стоит интересная ссылка, подтверждающая «приписки» со стороны Нацбанка задним числом: «Контрольный уровень РД изменился с 33,5 трлн. бел. рублей до 24,5 трлн. бел. рублей вследствие корректировки уровня ЧМР и дальнейшей корректировки РД на повышение нормативов обязательного резервирования».
Не выполнен индикативный показатель прироста общего объема кредитов банков экономике, который на 1 января 2013 г. не должен был превысить уровень в 15%. Однако рост общего объема кредитов экономике составил 29,9%, превысив пороговое значение 5-го транша вдвое.
Естественно, Беларусь не выполнила индикативные показатели по повышению тарифов ЖКХ и стоимости проезда в общественном транспорте. Уровень тарифов на услуги ЖКХ к концу 2012 года обеспечил покрытие лишь 22% себестоимости вместо обещанных властями 35%. Себестоимость проезда в общественном транспорте вместо обещанных 85% покрывалась лишь на 30% в Минске и на 60% в регионах.
Не выполнен индикативный показатель по выручке 2,5 млрд. долларов от приватизации госпредприятий: в 2012 году в консолидированный бюджет от реализации государственной собственности поступило 23,3 млн. долларов США, в том числе в республиканский бюджет – 7,95 млн. долларов США.
С натяжкой был засчитан показатель по уровню ставки рефинансирования при условии, что прирост требований к экономике по итогам 2013 г. составит не более 19%. Не в полной мере было выполнено обязательство по повышению акцизов на табак и алкоголь до уровня акцизов в РФ.
«…невыполнение Заемщиком целевых уровней по 5 индикативным показателям существенно ослабило эффект стабилизационной программы и может привести к утрате её положительных результатов», - говорится в документе, но, тем не менее, Беларусь получила 5-й транш.
В настоящий момент белорусские власти пишут новое письмо о намерениях. При этом ЕАБР рекомендует…
Впрочем, эти рекомендации не имеют никакого значения. Решение о выделение 6-го транша кредита Беларуси будет приниматься исключительно исходя из политической целесообразности. А экономические показатели подгонят или найдут грамотную причину их невыполнения. Таким же образом будет решена и судьба нового кредита Беларуси, если к этому времени белорусские власти окончательно не увлекутся старой темой участия в Восточном партнерстве с расчетом на кредит МВФ.