А.Лукашенко уже который раз отказывается от комментария по вопросу беспошлинного экспорта нефтепродуктов под видом растворителей, уводя тему в сторону. Причиной таких ответов на вопросы прессы может быть или полное непонимание разницы между растворителями и биодизельным топливом, или сознательный уход от щекотливой темы, поскольку любое неосторожное высказывание может спровоцировать очередной политический скандал между Москвой и Минском.
Во время интервью Рейтер у Лукашенко спросили о растворительной схеме. Но вместо растворителей, Лукашенко завел уже известный всем волынку о дизеле с высоким содержанием серы и производстве биодизеля.
"Действительно, в основном российские компании, которые работают в Беларуси и в России, покупали, к примеру, дизельное топливо с высоким содержанием серы, но оно не могло быть на рынке, а нефтеперерабатывающие заводы то ли не были заинтересованы, то ли не могли осуществить глубину переработки и убрать эту лишнюю серу».
«Эти компании, которые у нас зарегистрированы, купили у них по высокой цене это дизельное топливо с высоким содержанием серы, привезли на наши заводы, очистили его и создали биотопливо (по-моему, у немцев они, я разбирался, покупали какие-то добавки биологические и прочее). Очистив это дизельное топливо, осуществили эти добавки, сделали биодизель и продали на европейских рынках. Что тут такого? Купили исходное сырье, переработали и продали. Не запрещено», - заявил Лукашенко.
"Объемы, конечно, были приличные здесь. И это насторожило россиян. Они нам об этом сказали. На что я им ответил: "Ребята, если вы считаете это неправильным, я с вами не согласен. Если вы считаете, что это вам ущербно, хорошо, мы не будем производить этот товар". "Мы уже месяц не производим. Или в минимальных количествах производим этот товар.
«И перед нами сейчас вопросов этих никто не ставит», -подчеркнул Лукашенко , - "Но мы ничего не нарушали".
В общем, очистка дизельного топлива от серы – это одно направление. Производство биодизеля – второе, и в Беларуси оно (производство) действительно существует. И хотя подвидом биодизеля также можно беспошлинно экспортировать обычное дизельное топливо, объемы экспорта биодизеля в несколько раз меньше экспортных поставок растворителей и разбавителей.
Это и есть самое вкусное (третье) направление, позволяющее одной заменой документов превращать бензин в растворитель. Но о растворителях Лукашенко не говорит и не хочет говорить. Но учитывая его познания в очистке дизеля и производстве биодизеля, все ждут, когда же технолог Лукашенко раскроет детали производственного процесса растворителей.