Последнее обновление: 24.11.2024 15:00

Сбербанк РФ засуетился по поводу миллиардного кредита Беларуськалию

Сбербанк РФ информировал Беларусь об условиях пролонгации выданного в конце прошлого года Беларуськалию бридж-кредита в объеме 1 млрд. долларов под залог контрольного пакета акций (51%) ОАО «Нафтан» и гарнатии правительства РБ.

"…наша группа (Сбербанк РФ) сделала … предложение. Вопрос за белорусской стороной - если они его примут, наша группа с удовольствием рефинансирует этот бридж", - сообщил сегодня руководитель белорусской дочки Сбера (БПС-Банк) В.Матюшевский.

Он признал, что предложение поступило на фоне активных действий конкурентов. В частности, второй по величине банк РФ – ВТБ – уже заявил о готовности рефинансировать упомянутый миллиардный кредит.

«…когда человек говорит: а мне деньги твои не нужны,... тогда тот, кто деньги давал, начинает суетиться и делать более интересные предложения. Может быть, так и произошло», - сказал Матюшевский, которого цитируют официальные СМИ.

Впрочем, дело не только в наличии конкурентов. Только на процентах Сбербанк РФ уже заработал около 60-70 млн. долларов, так почему бы не продолжить выгодное во всех отношениях для российского банка сотрудничество, от которого вторая сторона – Беларусь – не могла и по большому счету не может отказаться по понятным причинам.

После трехкратного обесценивания нацвалюты, позволившего остановить девальвационную спираль 2011 года, белорусские власти не скрывали, что привлекали синдицированный кредит исключительно для наращивания исхудавших международных резервов страны. И тогда переговоры велись как со Сбером, так и с ВТБ.

Но, по слухам в банковской среде, проблемы со здоровьем первого вице-премьера РБ В.Семашко не позволили устроить переговорный торг, и, так случилось, что кредит предоставил именно Сбербанк РФ. Причем на условиях, которые не вызывали восторга у белорусских чиновников - (помимо залога акций Нафтана) процентная ставка по кредиту составила около 8% годовых (6-есячный LIBOR (1,1%) + 7,6% годовых на первые полгода, +7,9% на вторые полгода).

Следует отметить, что оба банка – Сбер и ВТБ – являются госбанками и, по идее, решение о том, кто предоставит кредит, должно было приниматься Кремлем. Было ли при этом учтено текущее на тот момент состояние белорусско-российских отношений или нет, но, утверждает авторитетный источник – ОБС, лоббисты Сбера потрудились в Минке на славу. Оно и понятно, ведь помимо процентов еще есть политические и экономические «в среднесрочной перспективе» дивиденды.

В ноябре прошлого года А.Лукашенко поплакался в жилетку главе ВТБ Костину по поводу того, что Сбербанк выкрутил ему руки – благодаря 1 млрд. Беларусь смогла частично выполнить обязательство перед АКФ ЕврАзЭС и получить очередной транш кредита в 440 млн. долларов.

Недавно белорусские власти заявили о намерении погасить 1 млрд. кредит Сбера и даже назвали дату – 20 сентября. Однако даже пионеру понятно, что этим заявлением фактически был дан старт новому торгу – условиям рефинансирования кредита. Как не старались белорусские чиновники, уровень золотовалютных резервов страны пока далек от желанного уровня. И хотя погашение кредита технически не представляет особой проблемы, лишний миллиард в ЗВР в совокупности с выполнением обязательства по недопущению сокращения ЗВР позволит белорусским властям привлечь дополнительные внешние ресурсы.

Вне всякого сомнения, в текущей ситуации рефинансирование этого миллиарда можно сравнить с рюмкой живой воды, влитой в рану загнивающей белорусской экономики. Вопрос сводится лишь к условиям рефинансирования, а точнее к выбору будущего партнера.

Белорусские власти уже не раз и не два по данному поводу садились в лужу, а затем стыдливо огрызались в ответ на критику экспертного сообщества, но по-прежнему отказываются учиться на собственных ошибках. В итоге, новый переговорный процесс опять покрыт завесой секретности: ни Сбер, ни ВТБ, ни белорусские власти не раскрывают условия рефинансирования.

Между тем, открытое информирование об условиях предоставления нового кредита, предлагаемых каждым конкурентом, позволило бы: во-первых, четко и убедительно объяснить выбор кредитора; во-вторых, исключить некие закулисные дополнительные условия и нюансы, а точнее коррупцию, коими изобилуют закрытые переговоры, и, в третьих, избавить прессу и общественность от бесконечных спойлеров, которыми изобилуют заявления конкурентов.

«… очень интересное предложение… и по ценовым, и по качественным параметрам….», - рекламировался сегодня Матюшевский, предлагая верить ему на слово.

«Кто готов сейчас принимать белорусские риски?», - задал он риторический вопрос, ответ на который, после всего сказанного, не предусматривал иного ответа как «Да никто, кроме нашей группы… ».

Рефинансирование (пролонгация) 1 млрд. кредита не является проектом частного иностранного инвестора, обсуждение которого может происходить за закрытыми дверями. Согласно условиям, это заимствование относится на госдолг РБ, величина которого (госдолга) влияет на многие аспекты жизни и деятельности белорусских налогоплательщиков, за счет которых и будут уплачиваться проценты и погашаться основной долг.



<Июнь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика