Магазины беспошлинной торговли (duty free) отправили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уведомление о проблемах при получении новых лицензий на хранение алкоголя, пишет «Коммерсантъ».
В обращении сказано, что требования, которые предъявляет Росалкогольрегулирование (РАР), невыполнимы для складов, находящихся на территории режимных объектов: аэро- и морских портов.
В распоряжении «Ъ» оказалось обращение организации «Опора России» в адрес ФАС, в котором сообщается об обеспокоенности участников рынка duty free продлением лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Нынешние требования РАР к их складским помещениям не учитывают специфику бизнеса компаний на режимных объектах: аэропортах, морских вокзалах, международных автомобильных пунктах пропуска. В частности, склады должны быть «изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения».
В Ассоциации операторов беспошлинной торговли (БОРТ) отмечают, что оператор duty free не имеет права осуществлять такую перепланировку под угрозой не только расторжения договора аренды, но и уголовного преследования. Таким образом, операторы «заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии, а значит, либо потери бизнеса, либо необходимости «решения вопроса за деньги»», подчеркивается в письме.
БОРТ предлагает вывести магазины беспошлинной торговли из-под действия некоторых невыполнимых норм. В ФАС подтвердили, что недавно обращение рассматривалось на экспертном совете, решения пока нет.
В России работает более 25 крупных операторов беспошлинной торговли, лидеры – «Аэроферст», Heinemann и Dufry, они обеспечивают продукцией или управляют примерно 150 магазинами duty free. Специалисты оценивают их совокупный оборот примерно в $1 млрд. По данным холдинга «Русский стандарт», через канал duty free он реализует около 4% своей продукции в год.
Председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте «Опоры России» Сергей Выходцев считает, что из-за невозможности получить лицензию на хранение алкоголя может закрыться около трети магазинов duty free. Источник в БОРТ говорит, что несколько операторов уже были вынуждены свернуть продажу алкоголя.