Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила долгосрочный кредитный рейтинг Минска с «В» до «В-». Рейтинги Минска были выведены из списка CreditWatch («рейтинги на пересмотре»), куда они были помещены с негативным прогнозом 30 мая 2011 г. Прогноз - «Негативный».
Понижение рейтинга города обусловлено понижением суверенных рейтингов Беларуси.
«С нашей точки зрения, институциональная система, в которой осуществляют свою деятельность белорусские региональные и местные органы власти (РМОВ), - высокоцентрализованная, поэтому мы ограничиваем долгосрочный рейтинг Минска уровнем долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Беларуси», - говорится в сообщении S&P.
В соответствии с методологией S&P.индикативный уровень кредитоспособности для Минска определен на уровне «b+».
Рейтинг Минска отражает по-прежнему очень ограниченную, по мнению службы кредитных рейтингов, предсказуемость и гибкость бюджета, значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города. Вместе с тем статус Минска как крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра Белоруссии, устойчиво-высокий текущий профицит, умеренный уровень долга и хорошее состояние ликвидности являются факторами, положительно влияющими на кредитоспособность города.
С точки зрения S&P., институциональная система, в которой осуществляют свою деятельность белорусские региональные органы власти, - высокоцентрализованная и развивающаяся, что негативно сказывается на предсказуемости и гибкости финансовой политики Минска. Центральное правительство определяет виды, ставки и базу большинства налогов, устанавливает нормы региональных расходов через установление социальных стандартов, определяет предельные уровни бюджетных дефицитов и согласует объемы всех заимствований.
По мнению S&P, статус крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра Беларуси, обусловливающий высокий по меркам этой страны уровень экономического благосостояния и способствующий экономической диверсификации, по-прежнему будет позитивно влиять на финансовые показатели Минска. Несмотря на экономические трудности, официальный уровень безработицы в городе остается низким. По оценкам, уровень произведенного Минском ВВП на душу населения низок и в 1,5 раза превышает средний показатель по стране. В соответствии с нашим базовым сценарием рост экономики города в 2011-2013 гг. будет незначительным и составит лишь около 1-2% в год. Население Минска растет, что не соответствует общенациональной тенденции. В своей стране Минск остается главным центром привлечения инвестиций.
«С учетом этих обстоятельств мы ожидаем, что город будет демонстрировать устойчиво-высокие показатели текущего бюджета, которые должны укрепить его способность к самофинансированию, несмотря на рост расходов на оплату труда и выплату процентов. По нашим прогнозам, текущий профицит города в процентах от текущих доходов в 2011-2013 гг. составит около 23% против 30% в среднем за 2005-2010 гг.», - говорится в сообщении.
Тем не менее S&P отмечает, что из-за ограниченного притока частных инвестиций в экономику города Минск вынужден финансировать свои значительные капитальные расходы как из собственного бюджета, так и с помощью муниципальных компаний, что подвергает его рискам, связанным с высоким уровнем условных обязательств. У Минска имеются масштабная программа жилищного строительства, а также крупный проект по развитию туристической инфраструктуры, связанный с планами проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. Согласно базовому сценарию, рост расходов Минска на развитие инфраструктуры приведет к увеличению дефицита бюджета с учетом капитальных расходов (в процентах от доходов бюджета): в 2011-2013 гг. он составит в среднем 2,5% по сравнению с 0,5% по итогам 2010 г.
Вместе с тем, хорошая способность Минска привлекать заимствования позволит городу справиться с проблемой увеличения капитальных расходов, не допуская при этом существенного роста долга. S&P ожидает, что полный долг города, составивший в 2009 г. около 10% консолидированных текущих доходов, вырастет, но не превысит умеренного уровня 40% до 2014 г. Из-за жестких ограничений на размер дефицита городского бюджета Минск в последние пять лет не имел прямого долга, если не считать краткосрочных кредитов, получаемых от центрального правительства, и небольших выпусков облигаций в национальной валюте. При этом город увеличил заимствования, производимые через муниципальные компании. Впрочем, S&P ожидает, что процесс накопления долговых обязательств муниципальных компаний в среднесрочной перспективе замедлится.
Ликвидность оказывает нейтральное воздействие на рейтинг Минска, несмотря на недавно объявленную девальвацию белорусского рубля, в результате которой полный долг города увеличился. Оценка ликвидности Минска учитывает значительный объем денежных средств и значительную способность генерировать денежные средства, а также неопределенность относительно доступа к источникам внешней ликвидности и слабость банковской системы Белоруссии.
S&P ожидает, что денежные средства и депозиты города на счетах в белорусских банках по-прежнему будут превышать его расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств в ближайшие 12 месяцев, включая погашение банковских кредитов, выданных муниципальным компаниям под гарантии города, и лизинговые платежи принадлежащей городу транспортной компании. По состоянию на 1 июля 2011 г. остатки денежных средств на счетах города и срочные депозиты составляли 908 млрд бел. руб. (около 100 млн долл. по курсу бел. руб. к доллару США после девальвации), а расходы города на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев составляют порядка 500 млрд бел. руб. S&P ожидает, что расходы города на обслуживание и погашение долга (включая процентные выплаты и расходы на погашение внутренних облигационных займов и гарантированных обязательств) до 2013 г. не превысят 7% текущих доходов (и это - умеренный показатель).
Возможности города по привлечению ликвидности из внешних источников представляются неопределенными ввиду слабости рынка капитала и банковской системы Беларуси, учитывая которые S&P относит ее к группе 9 по уровню страновых рисков банковского сектора, при этом в группу 1 входят страны с наименьшим уровнем риска, в группу 10 - с наибольшим.
Прогноз «Негативный» по рейтингу Минска отражает аналогичный прогноз по рейтингам Беларуси, поскольку долгосрочный рейтинг Минска ограничен уровнем долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Беларуси. S&P может понизить рейтинг Минска в случае понижения суверенных рейтингов. Но даже если суверенные рейтинги останутся неизменными, S&P может понизить рейтинг Минска в течение следующих 12 месяцев в случае значительного ослабления позиции ликвидности города, что в настоящее время маловероятно. Рейтинг может быть понижен и вследствие быстрого накопления краткосрочного долга по обязательствам в иностранной валюте - собственно городом или муниципальными образованиями на фоне ухудшения условий заимствований, а также в случае расширения программы капиталовложений без адекватного софинансирования со стороны центрального правительства.
Позитивное рейтинговое действие возможно в случае аналогичного действия по суверенным рейтингам и при условии, что город будет поддерживать хорошие бюджетные показатели, а также показатели ликвидности, а аккумулирование долга замедлится (в соответствии с нашим базовым сценарием).