Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

S&P понизило рейтинг Беларуси до «B-»

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь с «B/B» до «B-/С». Рейтинги были выведены из списка CreditWatch («рейтинги на пересмотре»), куда они были помещены 27 мая 2011 г. с негативным прогнозом. Прогноз по рейтингам - «Негативный». Оценка риска перевода и конвертации валюты для белорусских несуверенных заемщиков понижена до «В-», говорится в пресс-релизе S&P.

Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный приоритетным необеспеченным обязательствам Беларуси, остался на уровне «4», что отражает ожидания 30-50-процентного возмещения долга в случае дефолта по коммерческому долгу этой страны. Оценка основана на сценарии (не базовом), согласно которому возможные существенные негативные тенденции внешнего финансирования не смогут компенсироваться мерами экономической политики.

Понижение рейтингов Беларуси обусловлено продолжающейся зависимостью страны от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов. «У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту правительство Беларуси предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса. Это оказало существенное давление на официальный обменный курс, который мы считаем завышенным, и усугубило стрессовую ситуацию в экономике страны. Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте (по отношению к ВВП). По нашим оценкам, к концу 2011 г. она увеличится почти в 2 раза, то есть до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств)», - говорится в сообщении.

Уровень рейтингов Беларуси ограничен политическими рисками, а также дисбалансами во внешней, монетарной и бюджетной политике, которые обусловлены политикой бюджетной и монетарной экспансии, направленной на поддержание внутреннего спроса. Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывают относительно высокий показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают правительству возможности для быстрого реагирования в случае, если возникнет необходимость в устранении макроэкономических дисбалансов или проведении микроэкономических реформ, направленных на развитие частного сектора.

S&P ожидает, что дефицит по счету текущих операций Беларуси по отношению к ВВП, который в 2010 г. превысил 15%, вследствие чего Центральный банк стал нетто-дебитором по обязательствам в иностранной валюте, снизится до чуть более 10% в 2011 г. и в 2012 г. станет меньше 10%. Выплаты по погашению внешнего долга в оставшиеся месяцы этого года невелики, однако они возрастут в последующие годы.

В соответствии с базовым сценарием внешнее финансирование Беларуси в 2011 г. будет складываться из кредитов Евразийского экономического сообщества и Азербайджана, а также значительных доходов от приватизации, главным образом газотранспортной компании ОАО «Белтрансгаз», которая, как ожидает S&P, будет продана в ближайшие месяцы. Еще один кредит объемом около 1 млрд долл. может поступить от Сбербанка России через производителя и поставщика калийных минеральных удобрений ОАО «Беларуськалий»; ожидается также сопоставимый по объему кредит из Китая. Часть дефицита по счету текущих операций будет профинансирована за счет привлечения трансграничных банковских кредитов. Базовый сценарий не предусматривает финансирование со стороны Международного валютного фонда (МВФ) в 2011 г., так как, по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Беларусью нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики.

В 2012 г. могут быть получены два других транша от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, а также дальнейшие поступления от приватизации. В следующем году возможна частичная продажа «Беларуськалия» и ряда других меньших по размеру компаний; кроме того, ожидаются поступления от приватизации «Белтрансгаза».

Что касается проведения реформ, Правительство Беларуси предприняло ряд мер по преодолению текущего экономического кризиса. Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) увеличил процентные ставки, однако они остаются отрицательными в реальном выражении. Правительство значительно сократило поддержку программ кредитования. S&P ожидает ужесточения фискальной политики и дефицита бюджета менее 1% ВВП, однако внебюджетные расходы и ослабление национальной валюты, вероятно, приведут к значительному росту долга. Кроме того, если экономическая ситуация не нормализуется, может потребоваться рекапитализация финансового сектора. Эти меры помогут уменьшить фискальный дисбаланс, однако, они не смогут устранить причины внешних дисбалансов. Прогресс в либерализации экономики остается незначительным, приватизация продвигается очень медленно, частный сектор по-прежнему недостаточно развит.

«Наш суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте приравнен к суверенному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку монетарная политика, по сути призванная поддерживать финансовую гибкость суверенного правительства в отношении собственной валюты, в случае Беларуси ограничена высокой инфляцией и неразвитостью рынков ценных бумаг. Наша оценка риска перевода и конвертации валюты приравнена к долгосрочному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку отражает наше мнение о том, что вероятность ограничения правительством доступа к обмену валюты, необходимой белорусским несуверенным заемщикам для обслуживания и погашения долга, эквивалентна вероятности суверенного дефолта по обязательствам в иностранной валюте. По мере усиления внешней нестабильности Правительство Беларуси в течение этого года вводило ограничения на покупку / продажу иностранной валюты, в том числе запрет на авансирование импортных платежей и налог на конвертацию валюты», - отмечается в сообщении.

Прогноз «Негативный» отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.

Если Беларусь сможет улучшить ситуацию с чистыми международными резервами - вероятно, в результате реформ, направленных на укрепление конкурентоспособности, агентство сможем поддерживать рейтинги на текущем уровне. Меры, направленные на снижение инфляционного давления, сокращение дефицита по счету текущих операций и способствующие стабилизации экономики, могут привести к повышению рейтингов.



<Август 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Экономика