Последнее обновление: 19.04.2024 08:40

Запад обеспечил совместимость позиций Беларуси и «Газпрома»

Завершение длившихся с марта 2006 года переговоров по условиям поставки газа в Беларусь в 2007-2010 годах подписанием договора между Беларусью и «Газпромом» за несколько минут до начала Нового 2007 года стало возможным лишь благодаря тому давлению, которое на стороны оказали в первую очередь Евросоюз, а также США. Европа, напуганная прошлогодним отключением газа Украине, в 2006 году постаралась сделать все от нее зависящее, что не допустить повторения ситуации. Были проведены необходимые технические мероприятия и заполнены до отказа газовые хранилища, способные чуть ли не два месяца обеспечить газом зависящие от поставок через Беларусь страны ЕС в случае отключения трубы. Но этого было мало – привыкший к спокойной и размеренной жизни евросоюзовский электорат вряд ли пережил бы спокойно второе подряд отключение газа. А потому европейским политикам пришлось постараться.

Уже подчеркивалось неоднократно, что решение «Газпрома» частично согласиться на белорусские условия – снизить цену с 200 до 100 долларов США за 1 тыс.куб.м, заплатить деньгами за акции ОАО «Белтрансгаз» и не создавать СП – было вызвано необходимостью вывести этот вопрос из «политической» плоскости и по максимуму избежать негативной реакции со стороны Запада. Это версию подтверждает и тот факт, что российский монополист был готов понуро вести переговоры чуть ли не до самого отключения газа – 10-00 часов 1 января, время, которое было объявлено «Газпромом» заблаговременно.

Представитель «Газпрома» Куприянов неоднократно подчеркивал, что переговоры о переходе на общепринятые, соответствующие европейским (!), условия поставки газа в Беларусь были инициированы Газпромом еще в марте.

Понятно, что, объявив дату и время возможного отключения Беларуси, «Газпром» заручился поддержкой основных стран-покупателей газа. Но в течение 2006 года слишком часто со стороны ЕС и США в адрес Кремля звучали упреки, что Россия использует цену на газ в качестве политического давления.

"Мы уже говорили о нашей обеспокоенности в отношении России раньше - ни одна страна не должна пытаться использовать энергетику в качестве оружия", - неоднократно озвучивал позицию США официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.

Стоит ли напоминать, что тема энергобезопасности ЕС в отличие о темы «Права человека и ситуация в Беларуси» обсуждалась на саммите G-8 в Санкт-Петербурге. Не потому ли ЕС так поспешно и восторженно отреагировал на заключение договора между Беларусью и «Газпромом».

"Мы приветствуем достижение соответствующего соглашения и то, что не будет прерывания поставок газа в страны ЕС", - заявила РИА Новости в понедельник представитель Еврокомиссии Эмма Адвин.

"Мы не комментируем соглашение, которое достигнуто между третьими странами, но мы очень рады, что оно было достигнуто и что поставки газа будут продолжаться непрерывно", - добавила она.

«Поставки газа будут продолжаться непрерывно» - вот оно – заветное желание Европы, давно сидящей на газовой игле России. Но, целенаправленные усилия Евросоюзу пришлось прикладывать не только в отношении Москвы, но и Минска. В Брюсселе уже давно прозрели в отношении отдельных качеств белорусского режима, а именно: если Лукашенко чего пообещает, то за ним не «заржавеет». Раз сказал «пойдем в землянки», значит, в случае отключения так тому и быть, А еще вдруг объявит партизанскую войну российской собственности на территории суверенной Беларуси – тогда вообще про газ надолго можно забыть. Вот и шла Европа на контакт с режимом-изгоем. Вот потому господам Коноплеву и Петкевич так легко в течение года удавалось отыскать этот контакт и посещать Евросоюз, когда нужно, несмотря на широко разрекламированный запрет на въезд этих официальных лиц в страны ЕС.

«Я вел беседы с премьер-министрами соседних государств, государств Европейского Союза, и пообещал, что мы примем сдержанные решения, которые дадут нашим партнерам в Европе уверенность в том, что Беларусь – надежный партнер», - подтвердил причастность Европы белорусский премьер Сидорский на пресс-конференции в «Газпроме».

«Совет Безопасности нашей страны, Правительство приняли решение коллегиально. Мы идем на эти 100 долларов, очень сложные, непростую цену для Беларуси, и будем решать эти вопросы в стране самостоятельно», - добавил премьер.

Нельзя исключать, что Евросоюзу даже пришлось размять мускулы для большей сговорчивости белорусского режима. Одним только решением об исключении Беларуси из Общей системы преференций ЕС добавил белорусским властям необходимую порцию сговорчивости, пояснив Минску в полной мере серьезность своих намерений не допустить отключения.

Предположение об «участии» Европы в переговорах по газу позволяет объяснить, почему обе стороны – российская и белорусская – согласись с невыгодными для себя условиями по поставкам газа в Беларусь. Это означает, что позади лишь первый раунд. И бермудский треугольник «Брюссель-Минск-Москва» с явным запахом газа еще не раз напомнит о себе в году наступившем.



<Декабрь 2006
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Январь 2007>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Россия, СНГ