16 декабря Палата представителей Национального собрания Беларуси отклонила проект закона "Об альтернативной службе".
Документ был разработан и внесен в парламент 23 февраля 2004 года депутатом второго созыва Палаты представителей Владимиром Новосядом.
Как отметил, представляя законопроект парламентариям, заместитель председателя комиссии по национальной безопасности Виктор Гуминский, в своем обосновании автор документа отметил, что он был разработан с целью предоставления гражданам Республики Беларусь права на альтернативную службу в том случае, если их убеждения или вероисповедание не позволяют брать в руки оружие. "Эти молодые люди хотят служить своему Отечеству, но без оружия в руках, а, помогая одиноким больным, престарелым людям в службах социальной помощи, больницах, а также службах по охране природы и так далее", — написал в своем обосновании В.Новосяд.
Он предложил сделать срок прохождения альтернативной службы в полтора раза длиннее обычной срочной службы: 27 месяцев — на общих основаниях и 18 месяцев — для лиц, имеющих высшее образование.
Однако все силовые ведомства в своих заключениях высказались за то, чтобы срок альтернативной службы был в два раза дольше обычной службы. Например, по мнению министра обороны Леонида Мальцева, создание для "альтернативщиков" более благоприятных условий, чем для лиц, несущих срочную службу, дает основание уклониться от нее путем вступления в различного рода религиозные конфессии пацифистского характера. "Тем самым возможно создание угрозы для разрушения ментальной основы общества, а, следовательно, — для национальной безопасности государства", — процитировал В.Гуминский министра.
Кроме того, основанием для отклонения законопроекта послужило несоблюдение разработчиком законотворческой техники при его написании.
Вместе с тем, парламентарии обратили внимание правительства на то, что проблема введения альтернативной службы как реализация конституционного права граждан остается актуальной. Депутаты призвали Совет министров в кратчайшие сроки разработать свой проект данного законодательного акта и внести его на рассмотрение в парламент.