Недавние назначения в руководстве Нацбанка РБ не стали для белорусских банкиров сенсационной новостью, неким знаком грядущих перемен или… Как утверждают собеседники AFN.by (далее - сборный образ «Банкир»), произошла техническая замена одних ничего не решающих функционеров на других.
«Нацбанк РБ окончательно превратился в покорного исполнителя воли высшего руководства страны и в разработке тех или иных решений на финансовым рынке довольствуется ролью консультанта», - сказал Банкир.
«При Прокоповиче (глава Нацбанка РБ до середины 2011 года) представители НБ РБ частенько, но справедливо, упрекали банкиров фразой «в одной лодке плывем», обеспечивая при этом хоть какую-то независимость финансовой системы. Сейчас ситуация заметно изменилась: Нацбанк РБ пересел в быстроходный катер и транслирует приказы с берега, покрикивая на сидящих в лодке «Активнее! Наращиваем! Кредиты экономике !!!», - констатирует собеседник.
По его словам, когда глава НБ РБ Ермакова публично говорит «Мы с банками обсудили… посоветовались, это надо понимать, что банкирам довели очередную, де-факто обязательную к исполнению, рекомендацию регулятора. Банкир напомнил о недавнем поручении Нацбанку «повернуть банки лицом к экономике».
«У банков основные доходы – работа с экономикой. Если банк отвернулся от экономики, значит он (банк) банкрот или его (банка) уже нет. Но ведь начали поворачивать», - заметил собеседник.
«В этой связи фамилии новых зампредов, даже нового главы банка сегодня не имеют никакого значения и являются дополнительным поводом «почесать языки в узкой компании», - заявил Банкир. – «На работу банков, на отношения банков с Нацбанком и государством эти кадровые изменения никак не влияют».
Он отметил, что сегодня белорусские банки больше озабочены готовящимся 25% сокращением штата Нацбанка, чем назначениями в руководстве.
«С замами ничего не случится. А вот судьба «пионеров» (мелких сотрудников Нацбанка РБ) нас волнует куда больше: кого куда переведут, кого переназначат, кому сменят обязанности, кого уволят и кого возьмут на замену. Клерки не решают стратегические вопросы. Но от них зависит ежедневная рутинная работа. Ведь именно мелкие клерки принимают от банков документы, отчеты, письма и запросы, вникают в суть дела и готовят (а не подписывают!) ответы, разъяснения, рекомендации и поправки в законодательство. От адекватности, оперативности и во многом понимания таких чиновников зависит стабильная работа банковской системы», - убежден собеседник.
Комментируя необходимость личного контакта с частично новым руководством Нацбанка в свете модной тенденции трудоустройства замов НБ РБ в коммерческие банки, Банкир дал понять, что не стоит смешивать эти две вещи.
«Одно дело – личное общение с интересами помимо банковской сферы. Не путать с коррупцией! Другое дело – якобы дружить ради будущего «блатного» подчиненного», - сказал собеседник.
«В системе сейчас уже 4 бывших зама. И скажите, чем тот же Каллаур или Матюшевский отличаются от других банкиров? А Лузгин и Алымов, что, могут решить вопросы как-то по-особенному? Я отвечу. Нет, они ничего не могут сверх того, что могут другие главы банков, по той причине, и сейчас мы возвращаемся в начало беседы, что Нацбанк сегодня не принимает самостоятельных решений. Для решения проблем и вопросов, согласования глобальных планов есть другой вход через другие двери, а там свои подходы и предпочтения», - заключил Банкир.